Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.4/2023(2))
«бандиты бежали, сломя голову», а «судья» с оконной рамой на шее побежал дальше, освободившись от такой «трофейной» ноши только по ту сторону границы, так как последующие 17 тщательные поиски рамы на этой стороне границы не увенчались успехом » . В процитированных текстах нет фантастических элементов, однако нереальность ситуации, ее комическая гиперболизация гротеска приближают воспоминания участников Гражданской войны в Северной Карелии к нарративам фольклорных жанров, осмеиваемым персонажем оказывается то финский судья (реальное лицо), то командир отряда «белых» финнов. Заключение Коллективная (коммуникативная и культурная) память населения Карелии о событиях Гражданской войны и международной интервенции 1918-1922 годов является интересным объектом анализа. Особо значимы «эго-документы», собранные по заданию Истпарта, как опубликованные, так и хранящиеся в НАРК и НА КарНЦ РАН. Не менее интересны воспоминания, собранные в ходе фольклорных экспедиций. Воспоминания и автобиографические материалы позволяют проследить процесс трансформации коллективной памяти современников драматических перемен в истории страны под воздействием официально конструируемого советского дискурса, выявить национально региональные особенности коллективной памяти о Гражданской войне на Севере России. Несмотря на трафаретный во многом характер изложения, мемуарные тексты открывают уникальные возможности для исследования политических символов и политической культуры раннесоветского периода в целом, языковых клише, а также индивидуальных описаний, в которых фиксировались восприятие и оценка событий их участниками и очевидцами. Проанализированные «эго-документы», прежде не вводившиеся в научный оборот исторических изысканий, демонстрируют на локальном материале основные толерантные и конфликтные мифы, идеи и лексемы, которые в 1920-1930-е годы использовались для создания этнических и этнополитических образов, а также образов «нового» времени. Однако исследуемые воспоминания и материалы автобиографий нельзя считать историческим источником исключительно личного происхождения. Они неизбежно несут на себе печать того времени, когда были написаны или записаны собирателями «Рассказов о Гражданской войне» в Карельском Поморье и Заонежье, в глубинке Олонецкого края, показывают, как шел процесс мифотворчества в Карелии в раннесоветский период и в 1950-е — начале 1960-х годов, позволяют выявлять запретные или «неудобные» для официального дискурса темы. Коммеморативный нарратив о Гражданской войне в Карелии, ставший репрезентацией вооруженного противостояния на Севере России, отразил процесс создания коллективной памяти населения края, ее противоречия и столкновения с персональным опытом отдельных участников и очевидцев событий. Их воспоминания уже не могут «представлять» видение времени из 1930-1960- х годов как «живые свидетельства» прошлого, но позволяют обратиться к «человеческому измерению» времени, увидев его в антропологическом ракурсе. Историческая дистанция, потеря актуальности событий для официального дискурса, как правило, способствуют трансформации коллективной памяти, появляются фигуры и события умолчания. Работа с воспоминаниями и автобиографическими материалами, в том числе хранящимися в НА КарНЦ РАН, помогает уловить эти трансформации, способствовать сохранению коллективной памяти и проведению «политики памяти», адекватной принципам, принятым в профессиональном сообществе историков. Список сокращений ВПАК — Временное правительство Архангельской Карелии ВПСО — Временное правительство Северной области НА КарНЦ РАН — Научный архив КарНЦ РАН НА РК — Национальный архив Республики Карелия Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 4. С. 83-94. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 4. P. 83-94. © Дубровская Е. Ю., 2023 91
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz