Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.4/2023(2))

Однако определения такого рода использовались представителями обоих лагерей. В опубликованном М. А. Витухновской-Кауппала рассказе бежавшего в Финляндию И. Исакова о восстании в карельском с. Тивдия в мае 1919 года мемуарист повествует о том, что здесь происходило, «когда прибыл красноармейский карательный отряд из 27 человек» и «красные негодяи расположились примерно в ста саженях от деревни, ожидая приказа от жестокого комиссара» [15: 198]. Причиной восстания стала попытка провести принудительную, весьма болезненную для крестьян мобилизацию в Красную армию. Комиссар, потребовавший порядка от собравшихся на деревенском мосту и запрещавший говорить по-карельски, призывал защитить от «белых бандитов» «кровью завоеванную свободу», вступать в ряды РККА и сдавать лошадей и коров для ее нужд. В ответ он получил ранение, и восставшие крестьяне вынуждены были покинуть село, преследуемые другим посланным на выручку красноармейским отрядом из двухста человек. «Тяжело было оставлять родную деревню в руках подонков, а вдобавок и весь скот, — вспоминал Исаков, — в переулках и рядом с рекой дымились костры. Мы видели, как красные истребляют скот, ломают и сжигают немногие предметы крестьянской мебели и все, что попадало в руки грабителей. В полдень из деревни отправили целый обоз — 30 телег с награбленным имуществом и забитым скотом... Деревня производила ужасное впечатление. Окна домов были выбиты, посуда и мало-мальски ценное, что попало в руки разбойников, было разбито... Проклятия рвались из груди, и из уст почти каждого живого существа лились ругательства разбойникам» [15: 201]. Аналогично один из мемуаристов из лагеря «красных» пишет о том, что случилось в д. Сопосваракка в Беломорской Карелии «в первые дни бандитизма» летом 1921 года: «Бандиты вели в школе собрание, когда в деревню попал из Ухты один красноармеец. Бандиты выскочили из школы и закололи красноармейца штыками прежде, чем тот успел оказать сопротивление. Затем ограбили и труп зарыли в поле»14. Вдохновленные официальной индоктринацией варианты повествований о событиях Гражданской войны изобилуют гиперболами. Это традиционный для культуры прием уничижения и «уничтожения» врага, имеющего «нечеловеческое» обличье и поведение. Другим приемом является смеховое снижение противника. Показателен в этом отношении фрагмент воспоминаний бойца Карельского полка («отряда») Ивана Федоровича Лежонена. Весной 1920 года «отряд» вел партизанские действия в Вокнаволокской волости Кемского уезда Архангельской губернии. По словам мемуариста: «войска белофиннов с песнями вошли в д. Каменное озеро, расположились варить кофе и кашу. А тем временем наши партизаны окружили деревню и начали атаку. Слышно было, как белофинны кричали: «Спасайтесь! У красных пулеметы!». Так кофе и каша остались недоваренными, а самим хозяевам пришлось в панике бежать. Был такой переполох среди белофиннов, что один из них, судья Аланко, бежал через деревню с оконной рамой на шее. Оказалось, он так испугался, когда началась стрельба, что ринулся было в подполье, но хозяин дома старик А. К. Лежоев его туда не пустил; тогда он с руганью, не находя дверей, выпрыгнул в окно, и оконная рама повисла у него на шее »15. В наших материалах есть три варианта этого сюжета, который можно отнести к «историческим меморатам» или местным преданиям с условным названием «Паническое бегство противника с оконной рамой на шее». О панике в рядах противника повествует и другой боец отряда Федор Акулович Лесонен: «Неожиданная атака наших на деревню застала белых врасплох и обратила их в бегство. Командир белых прыгнул в окно дома и унес с собой вырванную оконную раму, т.к. застрял в ней. Его примеру бегства следовала вся свора бандитов»1 . Третий вариант описания этого курьезного происшествия обнаруживаем в воспоминаниях председателя волостного совета в д. Ладвозеро Василия Ивановича Лесонена, которые были подготовлены для сборника 1932 года и носят говорящее название «С оконной рамой на шее в “Великую Финляндию”». По словам мемуариста, после того, как Карельский «отряд» занял деревню: Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 4. С. 83-94. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 4. P. 83-94. © Дубровская Е. Ю., 2023 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz