Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.4/2023(2))
«Конечно, что было дома после этого — всем понятно», — пишет мемуарист, однако «в дядю Петю пуля не попала, он упал в яму, как и все другие, да еще, как упал, на себя свалил убитого соседа, да и это спасло от штыков ... Когда все успокоилось, дядя Петя осмотрел, послушал — всё тихо, поднялся от ямы и по канаве пополз в сторону леса. Сколько и как, а добраться надо было не меньше 60 км, но он добрался, и через р. Свирь, и опять у своих. И его отправили в Ленинград на лечение чуть живого »10. Стоит заметить, что в записях 1930-1950-х годов название бывшей российской столицы неизменно упоминается именно в этом варианте даже применительно к дореволюционному периоду, не говоря уже о раннесоветском времени. С последующим возвращением в деревню выжившего Петра Васильева связан мотив не узнавания его собственным сыном Яковом. Того вызвали в дом Петровых, чтобы он мог подготовить мать, но «когда он пришел к нам и увидел, что у нас сидит евоннный отец, не поверил», поскольку «сам видел, как его расстреляли, а тут живой». Подобно персонажу легенд и легендарных сказок, отец Яши побывал на «том свете», поэтому не случаен и мотив «воскрешения», присутствующий в рассказе: «помню одно — как отец давал наказ сыну: иди домой и скажи маме, что как будто я воскрес и пришел домой. Посмеетесь, поплачете вместе с мамой, а через час и я воскреснусь»11. Сюжет «чудесного спасения», в силу своего особого статуса и символической значимости, обнаруживает в воспоминаниях наибольшую устойчивость. Образы врага: от ненависти до гротеска В годы Гражданской войны и военной интервенции Российская Карелия оказалась территорией массового применения военных и чрезвычайных методов управления, отличавшихся особой жестокостью. В индивидуальной и коллективной памяти людей нашли отражение их тогдашние эмоциональные реакции в условиях экстремальных ситуаций, становившихся повседневностью, — страх, ненависть, переживание голода, боли, физического насилия, ностальгии по утраченному традиционному укладу жизни. Мотив мести, ставшей основой «эмоционального сообщества» комбатантов, впоследствии во многом повлиял на формирование эмоциональной культуры жителей северного края в период между мировыми войнами. Стереотипное восприятие финнов как мифологических врагов присутствует в написанных в 1932 году воспоминаниях Мауранена «Деревня Тууливаара под властью белофинских бандитов» о событиях зимы 1921-1922 года в Беломорской Карелии. В рассказе возникает образ неприятеля, наделенный животными чертами, напавшего, конечно же, в полночь, повышенно семиотизированое и опасное время суток, что вполне укладывается в тенденцию дегуманизации противника. «Это было в 12 часов ночи 26 ноября 1921 г, когда белофинны с шумом и гамом ворвались в деревню Тууливаара, крича: «Наша Карелия!». Как дикие звери, рыскали они по домам, выпахивая каждый уголок в поисках большевиков, но все старания их были напрасны, красных им найти не удалось ... Пробушевав несколько дней в деревне, они поймали двух незадолго до восстания перебежавших в Карелию товарищей Киитту Хейкинен и Матвея Лейнонен, которые были убиты. В эти дни бандиты утоляли свою кровожадность»11. Для сторон, участвовавших в Гражданской войне, в условиях острейшего общественного противостояния было типично и разделение земляков на «нас» и «этих», «своих» и «чужих». На примере Беломорской Карелии можно сделать заключение о множественности памятей об этих событиях даже в среде людей, имеющих общее происхождение. Тем более, когда речь идет о тех земляках, которые глядели друг на друга через прицел винтовки. Широко используемым понятием для обозначения «классового врага» является лексема «банда», подразумевающая отождествление противников с преступниками, убийцами и вызывающая сильную негативную ассоциацию. В сборнике 1932 года целый раздел воспоминаний о событиях 1921-1922 года на Севере озаглавлен «Бандитизм в Карелии»13. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 4. С. 83-94. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 4. P. 83-94. © Дубровская Е. Ю., 2023 89
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz