Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.4/2023(2))

На протяжении тысячелетий полуостров был местом развития промыслов6. В духе времени значимость региональной истории И. Ф. Ушаков подчеркивал ее героическими страницами, заключавшимися в отражении многочисленных нападений соседей, начиная от походов датчан и шведов в XVI-XVII веке и заканчивая военными конфликтами XIX-XX века (Крымская война, революция и гражданская война, Великая Отечественная война). Автор отмечает, что настоящее развитие Севера началось только после Октябрьской революции, что «подкреплено» отсылками к высказываниям В. И. Ленина7. Даже начатое в 1916 году строительство железной дороги на Мурман не сыграло такой роли, как революция. Благодаря советской власти «до неузнаваемости преобразился облик нашего края. Но произошло это не по волшебству, а в результате упорной созидательной деятельности советских людей»8. Одновременно с этим введение содержит и рекомендации учителю, которого книга избавит «от поисков другой необходимой ему в работе краеведческой литературы»9. Она могла быть использована не только на уроках, но и во время внеклассной работы «в историческом кружке, при организации исторических вечеров, при создании стендов по темам местной истории и т. д.»10. При этом пособие не исчерпывало всего многообразия региональной истории. Учитель должен был ее использовать «творчески» при организации историко-краеведческих занятий. Ориентированность будущей книги на школьников и учителей достигалась И. Ф. Ушаковым за счет методической составляющей. Каждую главу завершал список вопросов на закрепление изученного материала. Предполагалась и самостоятельная работа с отрывками из исторических документов, также сопровождавшихся вопросами. Основные даты, содержавшиеся в главах, приводились отдельным списком. Первое обсуждение будущей книги на заседании кафедры истории МГПИ состоялось 13 октября 1967 года11. И. Ф. Ушаков представил первую часть работы из 12 глав, охватывающую период с древнейших времен до 1861 года. Поставленная ученым задача написать книгу по истории края, пригодную для школьников и учителей, не нашла поддержки у членов кафедры. С этим согласился и сам автор, считавший, что из-за большого объема работа будет предназначена только для учителей. Впоследствии он планировал написать «меньшую работу» для школьников12. Этими же соображениями ученый делился с историком-скандинавистом И. П. Шаскольским, редактором «Кольской земли». Работая над книгой, Ушаков убеждался, что в объем учебного пособия ему не уложиться. «Возникало что-то иное, а не пособие для детей», — напишет он ленинградскому коллеге13. Полный текст будущей книги был вынесен на заседание кафедры истории 14 ноября 1969 года. И вновь И. Ф. Ушаковым была сформулирована задача «сделать сначала пособие для учителей, а затем для учеников с иллюстрациями»14. Обратим внимание, что параллельно с работой над книгой ученый ведет подготовку исторических карт региона. Карты вышли отдельным изданием [17]. К октябрю 1969 года книга И. Ф. Ушакова была включена в издательский план Мурманского областного книжного издательства (МКИ). Несмотря на внушительный объем рукописи , составивший 665 машинописных страниц, главный редактор издательства Р. К. Соколова15 посчитала необходимым ее издать16. Централизованный и государственный характер издательской деятельности в СССР предполагал строгий учет объемов и направленности издания (учебное, научное, научно-популярное и т. п.). МКИ согласовывало план своей работы с Комитетом по печати СССР. 7 августа 1969 года в издательство поступило распоряжение от Главной редакции учебно-педагогической литературы. Ведомство обращало внимание на то, что объем и задачи подготовленной И. Ф. Ушаковым книги не вполне соответствуют учебному пособию. Так, фактический материал дан «без должного отбора» и превышает установленные на общесоюзном уровне объемы краеведческой литературы, составлявшие 7-8 печатных листов17, в то время как книга насчитывала 21 печатный лист, без учета иллюстративного материала. Исходя из этого, рекомендовалось издать книгу не как учебное пособие, а как работу «для широкого круга читателей, исключив методический аппарат и значительно сократив объем»18. Еще на стадии обсуждения рукописи на кафедре возник вопрос о редакторе будущей книги. На заседании кафедры 13 октября 1967 года эту обязанность предлагалось возложить на целый коллектив сотрудников: А. М. Шнитмана, С. Б. Бегун, А. А. Модину. Содействие в методическом Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 4. С. 74-82. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 4. P. 74-82. © Никонов С. А., Чаплыгина Д. А., 2023 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz