Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.4/2023(2))

набором признаков, которые характеризуют традиционную культуру того или иного этноса. Однако в сфере туризма «этнодеревня» рассматривается как туробъект, который специально оборудован для развития этнического туризма в сочетании с другими видами культурного туризма (например, агро-, экотуризмом) [6: 147]. Этнодеревни коренных малочисленных народов Севера носят ярко выраженный эколого-культурный характер, что связано с традиционным образом жизни аборигенного населения. Этнодеревни отличаются по целям создания и функциям. Одна из основных целей их создания — сохранение и трансляция традиционной культуры и этнической идентичности различных народов. «Этничность в этнодеревнях может быть задана и как музейный экспонат, и как живая культурная традиция в разных ее проявлениях — от фольклора до национальной кухни» [7: ЭР]. Выделяют также следующие цели этнодеревени: сохранение ценных, уникальных и типичных, архитектурных сооружений, традиционных для данной местности; демонстрация планировочных и пространственно-организационных этнических традиций; демонстрация основных хозяйственных и промысловых особенностей этноса; проведение традиционных народных праздников; организация этнокультурного туризма [6: 148]. К основным функциям этнодеревни относятся охрана объектов этнографического наследия; просветительская, воспитательная и образовательная; рекреационно­ туристская [6: 148]. Этнопоселения могут быть демонстрационными (искусственно созданные декорации для привлечения туристов) и подлинными (с постоянно проживающим населением на их территории) [8: 16]. Так, на Таймыре, примерно в 30 км от г. Дудинки, находится ненецкое этностойбище «Тыяха» (по названию семейно­ родовой общины, в переводе с ненецкого — «оленья река»), ставшее популярным туристическим объектом [1: 173]. «Этностойбище “Тыяха” — не какой-то организованный под конкретную группу интерактив, а часть реальной жизни оленеводов. С одной стороны, “оленеводы не наряжаются специально для гостей”, с другой стороны, есть в их жизни ситуации, когда приходится подстраиваться под туристов. Например, летом они меняют маршрут движения и останавливаются максимально близко к месту, куда прибывает корабль с туристами» [1: 174]. Следует отметить, что в России подобные этнопроекты пока единичны. Большинство современных этнокомплексов представляют собой искусственно созданный культурный ландшафт, имитирующий традиционное поселение. «С позиции этнокультурного ландшафтоведения этническая деревня рассматривается в качестве нового типа культурного ландшафта XXI века» [9: 113]. В 2018 году Министерство культуры РФ опубликовало сборник «Лучшие практики этнографического туризма в России», в котором было выделено 10 лучших объектов страны (этнопарки, этнодеревни и музеи под открытым небом), где можно познакомиться с культурой и традициями народов России [10: ЭР]. В данный список попали: этнодеревня «Тыгыдым» (Ярославская область), этнопарк «Моя Россия» (Сочи), парк-музей «Этномир» (Калужская область), «Фино-угорский этнопарк» (Республика Коми), этнопарк «Кочевник» (Московская область), казачья станица «Атамань» (Краснодарский край), сельский парк «Околица» (Томская область), этнопарк «Золотая Орда» (Иркутская область), парк «Ватан» (Башкортастан) и парк «Малые Карелы» (Архангельская область). «Ландшафт, структура жилищных построек, обустройство быта, предметы одежды, национальных промыслов, кулинария, внутринациональные отношения — все это сосуществует в едином комплексе, узнать который можно, лишь побывав внутри этой системы жизнедеятельности и атмосферы» [8: 20]. В. Н. Калуцков и А. Ю. Латышева отмечают, что активизация деятельности по созданию все новых этнических деревень оказалась связана «не только с требованиями сферы туризма, но и с глобальными процессами, с национальной политикой Субъектов Федерации, с процессами развития региональной и местной идентичности» [7: ЭР]. В подобных этнокомплексах моделируются элементы как материальной этнической культуры (постройки, предметы быта и т. п.), так и духовной (посредством фольклорных фестивалей, праздничных обрядовых действий по этническим мотивам и т. п.). Первоначально этнические деревни как историко-этнографические комплексы создавались по аналогии с музейными объектами, которые выполняли более узкие задачи [9: 112]. В настоящее время функции таких этнокомплексов значительно расширились. Помимо традиционного назначения - - знакомить с материальной и духовной культурой народов, они выполняют и развлекательную Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 4. С. 61-73. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 4. P. 61-73. © Сулейманова О. А., 2023 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz