Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.4/2023(2))

Большинство названий частных средств размещения в Апатитах и Кировске служат сугубо прагматическим целям и либо обозначают адрес, по которому расположены (название улицы и номер дома)13, либо содержат указания на близость к горным склонам, что является огромным преимуществом для туристов-горнолыжников при выборе места проживания, например, «Апартаменты LIVE by BigWood Живи у склона», «Апартаменты на Мира 16 Рядом Склон», «Апартаменты на Олимпийской рядом с городским склоном», «Квартира с видом на горы в Кировске», «Квартира трехкомнатная в Хибинах», «Однушка у горы на Олимпийской», «Апартаменты с отличным видом в шаговой доступности до подъемника» и др., всего около 15 аналогичных названий. Естественно, близость к горнолыжным склонам указывается только в названиях частных средств размещения, расположенных в Кировске, считающемся своего рода горнолыжным курортным центром. Обнаруженные названия 25-ти апартаментов в Апатитах состоят только из почтового адреса. В двух случаях в названиях кировских апартаментов значилась близость к другим, не горнолыжным, городским объектам: к музею (по всей видимости, имеется в виду «Музейно-выставочный центр “Апатит”») — «Квартира 1-комнатная у музея», а также к лыжному стадиону («2х комнатные апартаменты у лыжного стадиона»). И в последних, и во многих других примерах важным компонентом в названии сдаваемого жилья являются подробности об условиях проживания, в частности, о количестве комнат. В ряде случаев в названиях отражается только количество сдаваемых комнат («Апартаменты Double», «Апартаменты Loft Two» и пр.), но чаще, наряду с информацией об условиях проживания, приводится адрес средства размещения («Квартира Трешка Олимпийская 83», «Апартаменты на Олимпийской 16 (1 этаж) и др.»). В трех случаях в основу наименования находились сведения об особенностях дизайна сдаваемого жилья («Апартаменты Скандинавия», «Частный Дом ПЗ Сканди Коттедж с 5ю спальнями и сауной», «Квартира видовая дизайнерская 2х-комнатная в стиле Лофт»). Как видно из ряда приведенных примеров, в названиях могут сочетаться сразу несколько компонентов. Как и в ситуации с коллективными средствами размещения, при номинации апартаментов, квартир, частных домов обращаются к местным топонимам, точнее, — к главной местной достопримечательности — Хибинам (“Hibiny Inn”, “RentHibiny”, «Коттедж в Кировске», «Студия в Хибинах» и т. д.). В одном случае название восходило к истории города, но одновременно подчеркивало свое нахождение в городе рядом с Хибинами («Hibinogorsk Apparts»). Встретился также один пример, в котором название семантически указывало на самый распространенный вид спорта в Хибинах — катание на сноубордах и горных лыжах («Квартира Riders Apartments»). Природно-географическая специфика, в частности, расположение за Полярным кругом, также берется за основу наименования («Гостевой дом Полярная звезда Хибины», «Апартаменты Полярье квартира у склона», «Апартаменты Northern Lights» (северные, т tcnm полярные, сияния). Единственным примером, содержащим эмоционально окрашенную лексику, являлось название, указывающее на природные красоты района, в котором находится средство размещения («Апартаменты с Потрясающим Видом на Озеро, Горы и Город»). Подводя итоги небольшого исследования, посвященного специфике нейминга средств размещения в Апатитах и Кировске, можно сделать следующий вывод. Стихийно формирующийся туристский имидж данной территории, если исходить из анализа названий, с которыми непосредственно коммуницируют туристы и другие группы приезжих, независимо от реальных социально-экономических условий существования моногорода с преобладающим горнодобывающим типом промышленности и в отличие от официального брендирования, осуществляемого на уровне регионального правительства, СМИ и других социальных институтов, находит идентичность и конструирует образ Апатитско-Кировского района как природной территории с такими доминирующими особенностями, как: а) расположение на Севере, в Заполярье (примечательно, что ни в одном названии не встретился компонент, связанный со словом «Арктика»); б) наличие исключительно природных рекреационных ресурсов естественного происхождение, к которым относятся горы, озера, лес; в) преобладание только одного туристического направления — зимнего спортивного, связанного со сноубордингом и горными лыжами. Можно предположить, что подобные представления не только отражают восприятие территории местными жителями, создающими названия (владельцами и работниками организаций гостиничного типа, арендодателями квартир и апартаментов и пр.), но в первую очередь демонстрируют, как этот край воспринимают именно туристы из других регионов, в интересах которых и создаются названия, — та аудитория, которую лучше всего знают «практики» туристской отрасли, в том числе работающие в сфере объектов размещения. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 4. С. 52-60. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 4. P. 52-60. © Бодрова О. А., 2023 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz