Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.4/2023(2))

в годы Первой мировой войны на территорию России, составляла около 70 тысяч человек [1: 30]. Трудовые мигранты из Китая массово использовались на железнодорожных работах, в том числе на Крайнем Севере. Отечественные исследователи обращались к вопросам привлечения китайцев на строительство Мурманской железной дороги (МЖД), ими изучены отдельные аспекты трудовой миграции, показаны последствия перемещений китайских рабочих в отдаленные регионы страны и проблемы организации возвращения иностранных граждан на родину (см., например: [2, 3]). Опыт использования китайцев, вывезенных в Россию для выполнения низкоквалифицированной работы в годы Первой мировой войны, позволяет провести аналогию с современными практиками трудоустройства транснациональных трудовых мигрантов. Этот процесс сопровождается созданием замкнутого трудового коллектива и специфическим отношением к приезжим, которое опирается на известные этнические стереотипы. Цель настоящей работы — введение в научный оборот новых архивных материалов. Речь идет о сохранившихся в Национальном архиве Республики Карелия личных дел граждан Китайской Республики. Материалы содержат сведения биографического характера. Анализ документов может быть полезен при изучении судеб иностранных граждан, работавших на крупных строительных объектах на Северо-Западе России в годы Первой мировой войны. В частности, он показывает, как складывались трудовые биографии китайцев в период завершения первого этапа строительства Мурманской железной дороги и начала периода ее временной эксплуатации. Личные дела китайских подданных — работников Мурманской железной дороги (1916 -1917 годы) В фонде Национального архива Республики Карелия «Управление по постройке Мурманской железной дороги» (НА РК. Ф. 320) содержится «Опись личных дел работников Мурманской железной дороги за 1914-1917 годы», которая включает 6007 единиц хранения. Список личных дел структурирован по алфавитному признаку. Указаны фамилия, имя, отчество работников, номера дел и количество листов. Опись составлена в 1964 году. В общем списке работников нами выявлены и проанализированы 25 личных дел китайских подданных, работников МЖД, которые служили чернорабочими (всего — 13 человек), поездными кочегарами (всего — 7 человек), переводчиками (всего — 2 человека). По одному сохранились дела агента по отправке китайцев, проводника, молотобойца (см. табл.). Это документы граждан Китая: Ван-Хо-Няна1, Джан-Юй-Чуана2, Жан-Юн-Шина3, Ли-Юн-Куя4, У-го-хая5, Ун-Ты6, У-Пи-Цзина7, Фу-Чин-Си8, Хинг-Тзин-Луня9, Худо-Шина10, Ху-Чин-Суня11, Цжан-Ху-Цая12, Цио-Вень-Чи13, Цхо-Де-Дю14, Цен-Ван-Ди15, Чан-Фун-Чина16, Чжу-Цзы-Гуана17, Шав-Ю-Сана18, Ши-Кин-Цэна19, Юй-Гэн-Хая20, Ян-Ю-Хуана21, Ю-Кен-Жана22, Ю-Лиу23, Ю-Фа-Ена24, Ю-Ши-Сана25. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 4. С. 33-41. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 4. P. 33-41. Китайцы — работники Мурманской железной дороги (1916-1917 годы)26 № п/п Фамилия, имя, отчество Возраст Должность Оплата (за месяц или в день) 1 У-го-хай 25 лет Чернорабочий — 2 Ун-Та 26 лет Чернорабочий — 3 Фу-Чин-Си 26 лет Чернорабочий — 4 Хинг-Тзин-Лунь 34 года Чернорабочий 2 руб. в день 5 Худо-Шин 25 лет Чернорабочий 2 руб. в день 6 Ху-Чин-Сунь 27 лет Чернорабочий 2 руб. в день 7 Цио-Вень-Чи 25 лет Чернорабочий — 8 Шав-Ю-Сан 27 лет Чернорабочий 2 руб. в день 9 Ши-Кин-Цэн 22 года Чернорабочий 2 руб. в день 10 Ян-Ю-Хуан 25 лет Чернорабочий 2 руб. в день 11 Ю-кен-Жан 25 лет Чернорабочий 2 руб. в день 12 Ю-Лиу 25 лет Чернорабочий 2 руб. в день 13 Ю-ши-сан 30 лет Чернорабочий 2 руб. в день © Змеева О. В., 2023 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz