Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.4/2023(2))
Современные материалы сайты РЭМ отражают собирательскую деятельность многих художников, архитекторов, фотографов: Д. М. Дудина, И. Я. Билибина, Р. Зариньша, В. А. Плотникова, М. А. Круковского, А. П. Эйснера, И. А. Гальнбека, А. М. Высоцкого, Р. М. Габе, Л. Е. Дмитриева- Кавказского, А. Л. Колобаева, Д. Н. Гобермана, К. К. Романова, М. И. Малаховой, И. В. Савицкого. Перечисленные художники, архитекторы, искусствоведы были ценителями и знатоками народного творчества. Личная мотивация более глубокого изучения этой сферы традиционной культуры соответствовала требованиям, которые предъявлял ЭО к сбору коллекций. Дмитриев-Кавказский Лев Евграфович (1849-1916) — российский художник, академик Императорской Академии художеств (автор текста — В. А. Дмитриев). В 1880-х годах Л. Е. Дмитриев-Кавказский выпустил альбомы офортов «Кавказ» и «Кавказ. Художественный альбом типов Кавказа». В 1894 году в петербургском издательстве А. Ф. Девриена была издана книга «По Средней Азии (записки художника Л. Е. Дмитриева-Кавказского)». При жизни наибольшую известность ему принесли портреты, пейзажи по кавказской тематике. В настоящее время эти произведения рассматриваются как ценный этнографический источник. Сегодня работы Л. Е. Дмитриева-Кавказского хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Российской национальной библиотеке, в музеях Вены, Алма-Аты, Бишкека, в частных собраниях. В сентябре 1905 года Л. Е. Дмитриев-Кавказский обратился в ЭО с предложением продажи крупной коллекции костюмов разных народов. Костюмы музей оплатил владельцу сразу, и в октябре 1905 года они вошли в собрание ЭО (URL: https://ethnomuseum.ru/collections/projects /collectors/dmitriev-kavkazskij/). «Наиболее многочисленную группу составили костюмы народов Южного Кавказа, приобретенные, согласно документам, в Батумской обл. Это мужские костюмы курдов, лазов, турков, а также женский турецкий костюм, предметы мужской гурийской одежды, несколько пар носков иранцев и пара туркменской мужской обуви. Названные костюмные комплексы отличаются редкой полнотой. Два казахских костюмных комплекса — мужской и женский — характеризуют, согласно музейной описи, быт “бухарских киргизов”, то есть группы казахов, кочевавших в пределах Бухарского эмирата» (URL: https://www.ethnomuseum.ru/collections/ projects/collectors/dmitriev-kavkazskij /). С этим населением художник предположительно познакомился во время поездки в Среднюю Азию в конце 1880-х годов. Его путешествие пролегало по Закаспийской железной дороге, а затем — вдоль нижнего течения Амударьи — территориям, которые Российская империя активно осваивала после включения Средней Азии в свой состав. Задача художника состояла в создании альбома рисунков, характеризующих население Амударьинского бассейна — туркмен, казахов, каракалпаков, узбеков, таджиков. «Как художник и коллекционер Л. Е. Дмитриев-Кавказский питал неподдельный интерес к предметному миру Востока. При малейшей возможности он старался приобрести вещи, которые, возможно, планировал использовать для рисунков с натуры. Костюмы амударьинских казахов, привезённые Дмитриевым-Кавказским, по сей день являются в собрании Российского этнографического музея (РЭМ) единственными» (URL: https://www.ethnomuseum.ru/collections/projects/collectors/dmitriev-kavkazskij/) . Интересен костюм австрийского серба, также оставшийся уникальным в собрании музея. Большой редкостью является мордовский костюм Саратовской губернии — больше с этой территории мордовских поступлений не было. Русская одежда также представляет собой ценные раритеты второй половины XIX века. Большой разброс географии коллекции Л. Е. Дмитриева-Кавказского можно, предположительно, объяснить и тем, что часть костюмов была привезена учащимися его мастерской из своих родных мест для выполнения рисунков и полотен. Габе Руфин (Рувим) Михайлович (1875-1939) — известный архитектор, художник, график, преподаватель, профессор, видный исследователь народного деревянного зодчества. Он был членом Общества художников им. А. И. Куинджи и Общества поощрения художеств, объединявшего многих известных русских живописцев; неоднократно устраивал персональные художественные выставки. Как архитектор-практик он проектировал жилые и общественные здания в Санкт- Петербурге и Карелии, следил за их строительством. Научное наследие Р. М. Габе как историка Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 4. С. 5-32. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 4. P. 5-32. © Фишман О. М., 2023 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz