Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.4/2023(2))

Начиная с 1884 года Эдуард Александрович в статусе члена Русского географического общества осуществил серию экспедиций в Прибалтику и Белоруссию для изучения быта литовцев и латышей с точки зрения лингвистики, этнографии и фольклористики. Во время поездок по Литве с 1884 по 1887 год им вместе с помощниками и созданной корреспондентской сетью в лице учителей и священников был собран богатый материал по мифологии литовцев (около 300 песен, 1 тысячи сказок, 2 тысяч образцов малых фольклорных жанров) и народной юриспруденции. «Он располагал значительным архивом (300 ед.) копий решений волостных судов Ковенской и Виленской губ. по семейному праву, а также формам собственности. В 1908-1909 гг. впервые записал на восковые валики литовские народные песни и инструментальные наигрыши, которые хранятся в фонограммархивах Института литовского языка и литературы (Вильнюс), Этнологического музея (Берлин), а также Института русского языка и литературы РАН (Пушкинского дома, Санкт-Петербург)». С 1910 по 1915 годы Э. А. Вольтер плодотворно сотрудничал с ЭО в качестве корреспондента. Он был в числе тех, кто стоял у истоков формирования литовского собрания современного РЭМ. Им было скомплектовано и передано в дар музею 15 вещевых коллекций из 480 предметов по этнографии различных этнолокальных групп литовцев. Подробнее всего Э. А. Вольтер исследовал Жемайтию, несколько в меньшей степени — Сувалкию, Аукштайтию и территории смешанного белорусско-польского расселения, а также, что особенно важно, сложных с точки зрения этнической, конфессиональной и политической истории Зетелской Дайнавы и Мемельского края. Благодаря стараниям Вольтера (1910, 1912) на западе Литвы в Тельшевском уезде Ковенской губернии у литовцев-жемайтов была приобретена единственная в России коллекция резной деревянной скульптуры религиозного назначения (более 40 предметов), отражающая не только местные каноны традиционного убранства сельских католических костелов и часовен, но и специфические крестьянские формы народного творчества и народной религиозности. Известным деятелем науки, сотрудничавшим с ЭО с 1908 по 1914 год, был и Евсевьев Макар Евсевьевич (Кобаев, 1864-1931) — «выдающийся мордовский ученый, прогрессивный общественный деятель науки и культуры своего времени (автор текста О. В. Мишуринская). Он внес уникальный вклад в развитие этнографии, фольклористики, языкознания и музееведения. Большое значение для становления мордовского народного самосознания и просвещения народа имели написанные им первые буквари для мордвы-эрзи и мордвы-мокши, выпущенные в 1890-х гг.» (URL: https://www.ethnomuseum.ru/collections/projects/collectors/evsevev-makar-evsevevich/) . Его перу принадлежат и «Образцы мордовской словесности. Мокшанские песни», «Основы мордовской грамматики», «Эрзянско-русский словарь», в основу которых положен разговорный язык. М. Е. Евсевьев занимался переводами религиозной и учебной литературы на мордовские языки. В период своей активной деятельности сотрудничал со многими учеными: Н. И. Ильминским, A. А. Шахматовым, Н. М. Могилянским, К. К. Романовым, Ф. Е. Коршем, Э. К. Пекарским, B. Л. Альбрехтом, И. Н. Смирновым, М. П. Веске, А. Гейкелем, Х. Паасоненом и многими др. [41]. С конца 1880-х годов он принимает участие в первых экспедиционных выездах к мордве — в 1886 году с финским этнографом А. Гейкелем; в 1889 -м — с филологом, профессором Казанского университета М. П. Веске. С 1895 по 1896 год Евсевьев работает над составлением этнографических альбомов ко Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Для сбора материалов он посещает места проживания мордвы, марийцев, коми-пермяков, коми-зырян, татар, чувашей и калмыков, ведет фотосъемку и подготавливает 250 снимков. Его альбомы были удостоены золотой медали на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде (1896) и позже на Всемирной выставке в Париже (1900). В течение многих лет М. Е. Евсевьев вел масштабную работу, собирая с энциклопедической точностью материалы, затрагивающие все сферы жизни мордвы, включая историю, этнографию, фольклор и языкознание. Для этого на протяжении нескольких десятилетий он совершал экспедиционные выезды в сотни населенных пунктов Нижегородской, Оренбургской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Пензенской и других губерний. Благодаря этим поездкам были собраны фонографические тексты, фотоопечатки и этнографические экспонаты. В настоящее время эти бесценные материалы хранятся в музеях Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 4. С. 5-32. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 4. P. 5-32. © Фишман О. М., 2023 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz