Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.4/2023(2))

он полностью посвятил себя литературоведению, которое всегда составляло его особый интерес, наряду с этнографией и фольклористикой. Предметом его исследований стало творчество русских писателей-реалистов второй половины ХIX века (URL: https://ethnomuseum.ru/collections/projects/ collectors/lyackij -evgenij -aleksandrovich/). В конце 1917 года Е. А. Ляцкий выехал в Великое княжество Финляндское, где и остался после отделения Финляндии. В 1918 году он переехал в Стокгольм, основал издательство «Северные огни» (1920-1921) и журнал «Около России». С осени 1921 года по приглашению президента Чехословацкой Республики Т. Г. Масарика он жил и работал в Праге. Здесь были созданы уникальные условия для продолжения научной и творческой деятельности российских ученых и писателей в эмиграции («русская акция»). Е. А. Ляцкий стал первым профессором русского языка и литературы Карлова университета. При его активном участии в Праге также был создан Русский народный университет, где Е. Ляцкий вел семинар по творчеству Л. Н. Толстого. В 1920-1940-х годах Ляцкий являлся видным деятелем славянской академической школы в Праге. В 1934 году вышла в свет его знаменитая монография, посвященная «Слову о полке Игореве». Позиция Е. А. Ляцкого как слависта отличалась эстетическим консерватизмом, в своих литературоведческих изысканиях он ориентировался на русскую школу реализма как на «непревзойденный образец». Пражский период стал расцветом педагогической и издательской деятельности Ляцкого, который пользовался большим авторитетом и среди чешских ученых, и в кругах русской эмигрантской интеллигенции (об этом свидетельствует обширная переписка с И. Буниным, З. Гиппиус, Д. Мережковским, Н. Тэффи, А. Куприным, А. Флоровским, В. Булгаковым, Н. Лосским и многими др.). Ляцкий «являлся почетным доктором Белградского университета, почетным членом Археологического института им. Н. П. Кондакова, Союза русских писателей и журналистов, Славянского института (Прага), председателем Комитета по улучшению быта русских писателей в Чехословакии и др.» (URL: https://www.ethnomuseum.ru/collections/projects/ collectors/lyackij-evgenij-aleksandrovich/). Он внес большой вклад в популяризацию русской литературы в славянских странах Европы. Бонч-Осмоловский Глеб Анатольевич (1890-1943) — известнейший археолог, специалист в области палеолита; первооткрыватель уникальных неандертальских захоронений в Крыму (Киик-Коба); доктор исторических наук [27, 28]. Результаты раскопок Г. А. Бонч-Осмоловского 1920-х годов явились крупным вкладом в мировую науку, легли в основу его обобщающего труда «Палеолит Крыма», не потерявшего научной ценности до настоящего времени (автор текста Л. А. Сластникова). Весомы результаты деятельности Г. А. Бонч-Осмоловского и как музейного деятеля, преподавателя и этнографа. Собранные Бонч-Осмоловским с 1910 по 1912 год коллекции, хранящиеся в РЭМ, его публикации, основанные на полевых наблюдениях, отражают многие аспекты жизни различных групп крымских татар, осетин и хевсуров: предметы культа; священные сосуды; одежда; оружие и воинское снаряжение; домашняя утварь; инструменты и приспособления, связанные с обработкой волокон и кожи; музыкальные инструменты; игрушки. Редкостными являются предметы культа из наиболее почитаемого осетинами святилища Реком и старинное оружие. «Для коллекционных описей, выполненных Г. А. Бонч-Осмоловским, характерна четкость и точность описания экспонатов, обязательное указание местного названия и способа использования предмета, точное место его приобретения, что не всегда встречается в музейной документации нач. Х Х в.» (URL: https://www.ethnomuseum.ru/collections/projects/collectors/bonch- osmolovskij-gleb-anatolevich/). Сборы Бонч-Осмоловского в Крыму в 1923-1925 годах во многом восполнили пробелы фондов по этнографии названных народов. Отснятые Г. А. Бонч-Осмоловским фотоколлекции сохранили типажи жителей Грузии и Осетии, внешний вид их святилищ, внутреннее убранство старого крымско-татарского дома, довоенные улицы крымских городов и селений. Эти фотоколлекции (осетины — 30, чеченцы-кистины — 11, пшавы, тушины — 17, хевсуры — 112, крымские татары — 56 фотографий) не менее важны, чем вещевой материал. Они фиксируют многие явления традиционной культуры, впоследствии ушедшие из жизни народа (URL: https://ethnomuseum.ru/collections/projects/collectors/bonch-osmolovskij-gleb-anatolevich/) . Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 4. С. 5-32. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 4. P. 5-32. © Фишман О. М., 2023 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz