Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.4/2023(2))

Когда пришел, подробно рассказал, что произошло. Накормили, увидев, что лицо мое красное, как у индейца, заставили снять свитер, и, узрев тот же цвет и на теле, намазали какой-то вонючей мазью, завернули в белый вкладыш от спальника и положили в палатке на мой уже бесчехольный ватный спальник. Сами пошли совещаться. Разбудили через несколько часов и сказали, что, перебрав все варианты, остановились на обратном походе с доставкой лекарств, продуктов, спальников и палатки. И идти предстоит мне, Годовикову и Евзерову. А Борис Иванович вызовет вертолет, который прилетит, как только распогодится. Другого варианта, увы, нет. Быстро собрались и пошли. Добрались за 9 часов — груз приличный и погода скверная (туман, морянка). По приходе узнали, что Лие Яковлевне немного легче, но пройти такой путь пока не сможет. Геологи, отдохнув пару часов, пошли назад, я же остался с дамами ждать вертолета. И так, поскольку первый раз шли не по прямой, а отвлекаясь на разные ручьи и осматривая обнажения по их берегам, ничего при этом из нашего археологического так и не обнаружив (что и не удивительно, не те условия для обитания древнего, да и современного человека), за сутки прошагал 100 км. Тоже личный рекорд, уже по дальности. Через пару дней мы несколько раз в тумане слышали шум вертолета, но не видели его. Понимая, что это нас ищут, собрал вокруг весь мокрый мох на дымный костер и поддерживал его несколько часов, осознавая, правда, что при такой погоде вряд ли нас увидят. Но командир Юра все же нашел наш лагерь (я еще Кошечкину сказал: ищите у единственного в тундре телеграфного столба, да и спутники мои по доставке продуктов смогли соорентировать вертолетчиков). Так нас, слава Богу, и эвакуировали воздушным путем. А с командиром вертолета Юрой и его командой я потом целую неделю летал на его вертолете четвертым членом экипажа. Главной моей задачей было при приземлении смотреть, открыв дверку, (остальные были заняты своим делом), не тонут ли колеса нашей «стрекозы» в болотистой почве, и если это случится, то орать во весь голос «тонем». И такое тоже бывало. Тундра ведь очень разнообразна, подчас коварна, и сверху не всегда поймешь, прочная почва в месте приземления или верховое болото, а поскольку на Кольском нет мерзлоты, то можно и утонуть вместе с вертолетом. Отличный был экипаж. У меня сохранилось фото того года вместе с ними и Борисом Ивановичем, где я разливаю им ликер «шасси» (спирт с глицерином), что тоже входило тогда в мои обязанности как члена экипажа (рис. 3). А вот на Лумбовку я так и не попал, и до сих пор это место остается не обследованным в археологическом плане, хотя является очень перспективным. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 4. С. 135-147. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 4. P. 135-147. Рис 3. Первая встреча после двухнедельного вертолетного путешествия. Слева направо: 2-й — Б. И. Кошечкин; 3-й, рядом с ним, справа — Лев Годовиков; 4-й — командир Юра; далее штурман и радист; перед ними 4-й член этого экипажа (разливающий) — ВладимирШумкин. Начало августа 1970 года. Из личного архива автора © Шумкин В. Я., 2023 140

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz