Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.4/2023(2))

приближающийся наш вертолет, у которого ниже «брюха» болталась на тросах изба. Отцепили ее рядом с лагерем, и она с грохотом рухнула. Теперь, к нашей радости, были в избытке и дрова, и строительный материал для оборудования лагеря. Потом и люди приземлились. Вертолет улетел и обещал забрать нас через несколько дней. Геологам работа была, они делали свои длинные геоморфологические разрезы, в чем и я помогал им. А наши ученые дамы мучились от безделья, так как делать здесь нам по археологии было нечего. Первый день еще занимались той горстью находок (с Лумбовки), а потом кипучая энергия Н. Н. прорвалась, и она решила совершить поход до р. Большая Качковка. Как ни уговаривал ее Борис Иванович, что и карт надежных нет, и туда 30 км, и что людей опытных дать не может (с разрезами и так не успеваем), и что избушки в конце нашего предполагаемого маршрута, вероятно, давно уже н е т . Не помогло. Сказала: «Справимся сами за два дня». Утром Гурина (61 год), Крижевская (55 лет) и я (23 года) взяли с собой мою саперную лопатку, сухари, банку сгущенки, банку тушенки, пачку гречки, кусочков 20 сахара, пачку чая и 2 коробка спичек, 3 брезентовых чехла от ватных спальников (все это я поместил в свой абалаковский рюкзак). Сами спальники из-за их веса (около 6 кг каждый) и объема, как и палатку, оставили в лагере. Была еще и запасная одежда, так что рюкзак получился основательный не столько по весу, как по объему. Шли медленно, никаких ориентиров не было, по компасу. Погода была хорошая, даже с солнышком. Дважды останавливались на полчаса и с трудом, на костре, разожженном, следуя наказам Бориса Ивановича, на вырванных, стелющихся березках и сухом ягеле, я готовил чай. Но к позднему вечеру все же вышли к р. Большая Качковка. По ее левому берегу спустились ближе к морю и даже нашли по одинокому телеграфному столбу с оборванными проводами и ржавой железной кровати с панцирной сеткой место избушки. От нее самой не осталось даже обломков и мусора. Однако решили здесь заночевать. Я настрогал с помощью саперной лопатки и ножа от столба лучинок (ни топора, ни тем более мифической, даже ржавой пилы, как указано Ниной Николаевной в ее книге на странице 17, и в помине не было) и приготовил кашу. Нина Николаевна сказала, что нужно хорошенько выспаться, так как завтра нелегкий обратный путь, и предложила Лии Яковлевне лечь на кровать. Та долго не соглашалась, считая, что «удобство» должно принадлежать начальнику. Лия Яковлевна человек была очень добрый, мягкий, в ЛОИА ее все любили, так как она помогала любому, особенно молодежи. Я до сих пор не представляю, как она в войну, будучи эвакуированной на Урал, могла работать там прокурором. На Кольском она была с Гуриной и ранее, еще в конце 1940-х годов. И в этот раз Нина Николаевна уговорила ее на нынешнюю экспедицию, затем на поход, а сейчас и на это железное «ложе». Впрочем, она никогда не перечила Гуриной, в конце концов, соглашаясь на все ее решения. Залезли в чехлы от спальников, легли на ягель, а Крижевская на кроватную сетку и постарались уснуть. Не знаю, как дамам, но мне это удалось. Проснулся от тихих стонов. А утро было солнечное, небо абсолютно ясное. Гурина была уже на ногах и суетилась около кровати. Выяснилось, что Крижевской очень плохо, что-то с почками. Лекарств, кроме стрептоцида и анальгина, не было. Анальгин не помогал. Пока готовил чай, размышляли, что делать. Идти Лия Яковлевна, явно, не могла. С трудом переместили ее на землю, подстелив один наш чехол и покрыв сверху другим. Решили, что мне идти обратно одному за помощью в лагерь. Снабдили 2 кусками сахара и сухарем. Всю одежду, кроме брюк и свитера на голое тело, оставил им, как и рюкзак с остатками продуктов и свой нож, взяв с собой лишь саперку. Шел очень быстро, ориентируясь уже по «солнышку». Я в то время мог налегке ходить со скоростью 6-8 км/ч. Был даже у меня рекорд в 1975 году на Верхней Волге, когда, провожая жену на поезд в Ленинград, опоздав на последний автобус Осташков — Зехново, который шел почти до лагеря, зная, что Нина Николаевна будет недовольна моим отсутствием, прошел спортивным шагом (не бежал) за 3 часа 27 км, правда, по хорошей проселочной дороге. Личный рекорд скорости. Здесь же одолел обратный путь по кочковатой тундре за 6 часов. Солнце в тот день палило нещадно, а я, еще не зная тогда его коварной «ультрафиолетости», снял свитер, завязал его на поясе и пошел дальше с обнаженным торсом. Помню, комаров не было, еще, видимо, не вылупились. К вечеру вдруг пошел туман, да такой, что чуть мимо лагеря не промахнул. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 4. С. 135-147. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 4. P. 135-147. © Шумкин В. Я., 2023 139