Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.4/2023(2))

«Настоящее есть проявление прошлого, как бы далеко оно от нас ни отстояло» Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) Введение Археология — наука, по сути, историческая, но отличается от других гуманитарных и особенно естественно-научных областей знания не только своими методами и объектом исследования, но и тем, что если ученым этих дисциплин приходится годами, десятилетиями работать, чтобы сделать открытие, и то это далеко не всем удается, то редкий год у каждого археолога-полевика проходит без открытий. У нас даже есть свое постоянное периодическое издание, которое так и называется: «Археологические открытия». В него ежегодно все археологи России отправляют короткую (обычно 3 страницы) информацию о своих открытиях новых древних стоянок, поселений, городищ, курганов и т. д. Конечно, осознаем, что действительно крупное открытие в жизни археолога явление не такое уж частое, но все равно оно более встречается в нашей науке, чем в других. Отличие и в том, что в процессе работы, особенно в поле, приходится встречаться с людьми совершенно разных профессий. В этом мы похожи на геологов и представителей других наук, связанных с экспедициями, которым тоже часто выпадает такое счастье. Некоторые из этих знакомств потом переходят в стадию долгих дружеских отношений, но есть и такие встречи, которые становятся для тебя «открытиями» особых людей. За полвека работы на Кольской земле их накопилось немало, но особенно памятной для себя считаю встречу-открытие, а потом и многолетнюю дружбу с замечательными апатитчанами Борисом Ивановичем Кошечкиным и Евгенией Яковлевной Пацией. Постараюсь в этом очерке соблюсти хронологическую последовательность, чтобы понятна была цепь и взаимосвязанность событий. Первое знакомство В далеком 1969 году я в качестве лаборанта Кольской археологической экспедиции Ленинградского отделения Института археологии АН СССР (ныне Институт истории материальной культуры РАН) прибыл в Апатиты. К этому году у меня, студента 3-го курса кафедры археологии Ленинградского государственного университета, уже были в активе две нижнедонские археологические экспедиции (начальник — Т. Д. Белановская) и одна верхневолжская (начальник — Н. Н. Гурина), но на севере, а тем более в Заполярье, я оказался впервые. И здесь я встретился с Борисом Ивановичем. Точнее, Нина Николаевна Гурина, уже проверив и зная мои археологические навыки, просто отдала меня в полевое обучение премудростям геоморфологии к уже известному в этой области опытному кольскому специалисту, с которым она была знакома по совместной работе с 1965 года на п-ове Рыбачий. Надо сказать, что Нина Николаевна никого ничему не учила, чем в корне отличалась от нашего университетского учителя Татьяны Дмитриевны Белановской, которая всю душу вкладывала в своих учеников. Она не только обучала их тонкостям профессии, делясь своими обширными знаниями, но и помогала им в трудоустройстве, интересовалась дальнейшей личной судьбой и радовалась научным успехам. Нина Николаевна, наоборот, по характеру была человеком замкнутым, не очень разговорчивым, более прагматичным, заинтересованным главным образом в том, чтобы сотрудник под ее началом приносил больше пользы. Да и сама она была вся погружена в науку и в желание как можно больше охватить полевыми исследованиями территорий и, найдя там максимальное количество новых памятников, быстро их описать и изучить (нередко делая это в спешке и поверхностно). Мы никогда от нее не слышали ни рассказов об известных людях, с которыми ей доводилось встречаться, ни о знаковых событиях, случившихся за время ее работ в Сибири, Белоруссии, Карелии. А их было немало. Более того, эти две такие разные ученые дамы-археологи были, правда, в разные годы, ученицами знаменитого «вдохновенного строителя марксистской археологии» (по Л. С. Клейну) Владислава Иосифовича Равдоникаса (1894-1976), который сам являлся, как ни странно, учеником великого подвижника русской археологии Александра Андреевича Спицына (1858-1931). Борис Иванович по складу характера был ближе к Татьяне Дмитриевне. Он старался научить всему, что сам знает, не чураясь, при этом получать и впитывать специфические знания от обучаемого. Так, он живо интересовался процессом изготовления орудий в каменном веке, как отличать артефакты Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 4. С. 135-147. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 4. P. 135-147. © Шумкин В. Я., 2023 136

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz