Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.4/2023(2))

Есть и «последующий» — схватка за беременную женщину между антропоморфами, один из которых имеет фантастические признаки: хвост-фаллос, следы, показывающие его появление из воды (рис. 7). В одном случае персонаж без фантастических деталей вооружен специфическим топором-жезлом с лосиной головой в качестве навершия. Лосиноголовые топоры-жезлы — распространенный мотив в наскальном искусстве Фенноскандии [15]. Есть для него и реальные прототипы среди археологических артефактов. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 4. С. 109-117. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 4. P. 109-117. Рис. 7. Канозеро. Каменный 5 и Каменный 1. Любовный треугольник (чертеж Е. М. Колпакова) Уникальной является композиция рождения зооморфа женщиной в Чальмн-Варрэ, как и симметричная композиция вокруг одной из таких сцен (рис. 8) Причем этот тип композиции имеет аналогии не в наскальном искусстве, а в саамской мифологии. Его можно связать с легендой о Мяндаше — человеке-олене, который по одной из версий рожден женщиной или важенкой в обличье женщины [16, 17]. Рис. 8. Чальмн-Варрэ, камень № 5. Рождение лося/оленя (чертеж Е. М. Колпакова) В том же духе можно интерпретировать две композиции на Канозере, в которых мужской персонаж рядом с женщиной и «ребенком» обладает необычной головой с лучами, один из которых заканчивается головой лося (рис. 9). Разумеется, это вовсе не доказывает связь петроглифов Чальмн-Варрэ и Канозера с саамской культурой. Достаточно сказать, что у саамов не сохранилась историческая память ни о наскальных изображениях, ни об особой значимости этих мест. © Колпаков Е. М., 2023 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz