Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.4/2023(2))

Изображения выполнены в трех разных техниках: нарисованные краской, наносившейся, вероятнее всего, просто пальцем, — линии шириной около 1 см; прорезанные очень тонким острым предметом, вероятнее всего, металлическим — четкие линии шириной до 0.5 мм и едва углубленные; шлифованные — линии шириной около 0,5 мм (иногда достигающие 1 мм на отдельных коротких отрезках) и неуглубленные. 20 изображений (большинство) — геометрические фигуры меандроподобного или лабиринтоподобного характера. На 12 панелях линии — наклонные, вертикальные, пересекающиеся, отдельные. Наскальные изображения на Майке (памятник открыт В. Я. Шумкиным в 1986 году) находятся в пещере, которая представляет собой «щель» в скале глубиной до 6 м, шириной 15 м и высотой до 2 м. Изображения выполнены красной охрой на вертикальной стенке в нише юго-западной части пещеры, абсолютно недоступной для дневного света: 2 антропоморфные фигуры анфас, между которыми расположена профильная зооморфная фигура (ихтиоморф) с раскрытой пастью [12]. Фигуры Что же изображено на мурманских скалах? Что волновало человека каменного века, сумевшего наладить жизнь в суровых условиях Заполярья? На Канозере — звери, китообразные, птицы, люди, лодки, человеческие и звериные следы, различные геометрические фигуры. В Чальмн-Варрэ — звери и люди, геометрические фигуры. На Пяйве — звери и геометрические фигуры (узоры). На Майке — антропоморфы и непонятный зверь. Все фигуры выполнены в силуэтном стиле (внутри контура фигуры поверхность полностью выбита), за исключением нескольких антропоморфов, у которых что-нибудь изображено внутри тела. На Канозере антропоморфы в подавляющем большинстве изображаются анфас, профильных не более 10 %. В Чальмн-Варрэ профильных антропоморфов нет. Все копытные зооморфы, медведи и лисы изображены в профиль. При этом показаны две, три или четыре ноги. Киты и бобры на Канозере изображаются как бы в виде сверху. В Чальмн-Варрэ определимые зооморфы представлены только лосями и собаками; есть одно изображение змеи. Лодки на Канозере обычно изображены с экипажем, который выглядит, как штырьки над корпусом, хотя есть и подробные изображения членов экипажа с руками, пальцами и головами. Парусов нет. Судя по всему, уключин нет, и лодки приводятся в движение веслами-гребками. Форштевни, высота которых иногда равна длине корпуса, завершаются головой лося. Именно фигуры лодок обладают наибольшим сходством среди петроглифов Северной Фенноскандии. Сюжеты Разумеется, наибольшей информативностью для нас обладают не отдельные фигуры, а их композиции, в которых фигуры связаны между собой каким-либо действием. В некоторых композициях показано развертывание действия во времени, что достигается изображением следов человека и животных. Этот прием использован в канозерской наиболее сложной многофигурной композиции зимней охоты на медведя. Все композиции можно разделить на две основные группы: одна представляет взаимодействие человека и животных — охоту, другая — взаимодействие людей между собой. В последней участвуют и фантастические антропоморфные персонажи. При этом антропоморфные фигуры, не обладающие какими-либо необычными деталями, также могут изображать не обыкновенных людей, а фантастических существ, мифических героев и т. п. В то же время и мифические персонажи, вероятнее всего, должны выступать в известных человеку ситуациях. Добывание пищи Изображение хозяйственной деятельности ограничено картинами активного добывания следующих животных: лося, северного оленя, медведя, бобров, зубатых китов (белухи и морской Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 4. С. 109-117. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 4. P. 109-117. © Колпаков Е. М., 2023 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz