Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.4/2023(2))

Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 4. С. 103-108. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 4. P. 103-108. Окончание таблицы Уроки туземных языков и Закона Божьего иноверческих исповеданий — — 1000 Другие вознаграждения — — — Классному наставнику 6 — 960 Врачу 1 — 300 Директору 1 — 2000 Секретарю и библиотекарю — — 240 Инспектору 1 — 1500 Как можно видеть, содержание преподавания в Бакинской мужской гимназии имело свои региональные особенности. Помимо общих дисциплин, совпадавших с министерской программой (русский, древнегреческий, французский, немецкий языки, латынь, чистописание, рисование, Закон Божий, математика и физика, история, география), преподавались и «туземные языки» в объеме, лишь незначительно уступавшем преподаванию французского языка14. Однако, как показали результаты ревизии, преподавание некоторых предметов в гимназии велось бессистемно и не отвечало программе министерства. Многие преподаватели гимназии вели уроки на уровне собственных познаний. Это, в свою очередь, приводило к тому, что полученные знания не соответствовали сложности вопросов экзамена на аттестат зрелости. Что касается поведения учеников гимназии, то по результатам ревизии оно оценивалось как неудовлетворительное. Не впечатлило ревизоров и успешность учеников, «они положительно затруднялись самостоятельно связать две фразы»15. Выборочная проверка более 100 сочинений выпускников показала слабую подготовленность обучавшихся, только несколько из них оказались на приемлемом уровне знаний. Справедливости ради, необходимо отметить, что для более заметных успехов учеников в гимназии не были созданы соответствующие условия, ощущался недостаток финансирования. Как уже было сказано, первоначально Бакинскую гимназию не финансировали из казны, министерство рекомендовало вместо нее открыть промышленную среднюю школу. По этой причине и после открытия гимназии Государственное казначейство с проволочками и не в полном объеме финансировало мужскую гимназию. Если сравнить бюджеты всех вообще гимназий Кавказского учебного округа с тем, что тратилось казной на гимназии и прогимназию в г. Баку, то окажется, что из 14 учебных заведений классического типа только одна Бакинская прогимназия не получала от казны никакого пособия; Бакинская же гимназия получала пособие менее 2 тысяч рублей в год, тогда как другие гимназии пользовались приблизительно 38 тясячами рублей на каждую, а некоторые, как например, I-я Тифлисская и Ставропольская получали в среднем 75 тысяч рублей в год и ни одна не получала менее 11 тысяч рублей. В то же время по количеству учащихся Бакинская гимназия в полтора раза превосходила I-ю Тифлисскую и в 3, 4 и 5 раз другие гимназии Кавказского учебного округа16. В значительной степени Бакинская гимназия, как и другие средние учебные заведения Бакинской губернии, продолжала существовать благодаря финансовой поддержке со стороны частных лиц. Одним из них был купец l-й гильдии Гаджи Зейналь-Абдин Тагиев, который был избран почетным попечителем всех средних школ Бакинской губернии. Подводя итоги, необходимо отметить, что состояние Бакинской мужской гимназии имени Александра III было далеко не идеальным. Во многом это было связано с тем, что региону в целом оказывалась недостаточная материальная поддержка, по сравнению с другими губерниями Кавказского округа. Кроме того, созданные Кавказским учебным округом условия в Бакинской губернии также сложно назвать удовлетворительными. В этой связи был огромен вклад в развитие школьного образования местного купца I гильдии Г. З. Тагиева. Им было основано несколько училищ в регионе, а также он оказывал всяческую материальную поддержку средним учебным заведениям. Этим иногда злоупотребляли местные чиновники, которые растрачивали выделяемые им на учебные заведения средства. Тот факт, что на обучение в гимназии в преобладающем большинстве могли претендовать в основном только дети представителей городских высших сословий, послужил главной © Бешеров П., 2023 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz