Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.4/2023(2))

соответственно своей национальности, но такие учебные заведения нежелательны, ибо средняя школа на окраине должна быть полностью правительственной. В виду изъясненного я нахожу предоставление прав правительственных гимназии учебному заведению, содержимому г. Лавровым неправильным и нецелесообразным»12. Ввиду этого донесения попечителя Кавказского учебного округа, МНП отказало в предоставлении правительственных прав учебных заведений частному учебному заведению А. Лаврова. Необходимо отметить то, что гимназии на мусульманских окраинах Российской империи появлялись во многом для детей российских госслужащих и предпринимателей, командированных в соответствующие регионы. Как показывает вышеприведенный пример, частная инициатива ограничивалась не только в отношении национальных школ, но и в отношении училищ для русского населения. 31 октября 1902 года состоялось особое совещание по разным вопросам, касающимся Кавказского учебного округа. Оно отреагировало на заявления его попечителя следующим образом: «Особая осторожность, применяемая в подобных случаях Министерством народного просвещения, не всегда оправдывается, а между тем она подавляет частную предприимчивость, которая могла бы прийти на помощь правительству в его заботах о развитии средств образования»... «что касается Кавказского учебного округа, то попечитель находит решительно неудобным существование там частных учебных заведений по соображениям политического характера»13. Из-за категорического отказа ведомства преобразовать частную прогимназию А. Н. Лаврова в казенную было принято решение включить ее в состав Бакинской мужской гимназии имени Алекандра III, после чего она стала самой большой по численности учеников в Кавказском учебном округе. Революция 1905 года не обошла стороной Бакинскую губернию, в том числе средние учебные заведения. Известно, что в феврале 1905 года в Бакинском реальном училище прошла забастовка, начатая усилиями преподавателей Васильева и Братковского. Это движение было поддержано в других средних учебных заведениях, в том числе учениками мужской казенной гимназии. Как сообщают ревизоры, бунтовали студенты и родители преимущественно армянской и еврейской национальностей. Стоит отметить, что похожие события параллельно происходили в Асхабадской мужской гимназии Закаспийской области, где также среди митингующих учеников и их родителей преобладали представители армянской, еврейской и польской национальностей. В данной связи необходимо отметить, что в мусульманских регионах, включенных в состав Российской империи во второй половине XIX века, гимназии открылись и действовали прежде всего для детей командированных военных и статских чиновников, дворян, то есть для высших слоев населения. Они в большинстве своем были представителями русской национальности. Из-за переполненности гимназии чаще всего отказывали в приеме детям недворян и инородцев, то есть пришлому нерусскому населению. В свою очередь, учителя средних учебных заведений поддержали митингующих из-за консервативности и коррумпированности руководства школ. Известны были случаи коррупции, когда директора брали взятки за зачисление детей в учебное заведение и за переход из одного класса в другой класс. Что касается учебной части Бакинской мужской гимназии, то расчет учебных часов, предметов и вознаграждения преподавателям по должности представлены в табл. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 4. С. 103-108. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 4. P. 103-108. Расписание преподавания и штаты Бакинской мужской гимназии Название предмета Количество лиц Количество уроков/занятий Жалование, руб. Русский язык 2 29 2100 Латинский и древнегреческий языки 4 75 5220 Математика и физика 2 36 2590 История и география 1 21 1440 Французский язык 1 19 1320 Немецкий язык 1 19 1320 Чистописание и рисование 1 5 550 Приготовительный класс — 22 1100 Уроки пения и гимнастики 1 — 500 Уроки православного Закона Божьего 1 — 1140 © Бешеров П., 2023 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz