Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.4/2023(2))

В результате обсуждения этого вопроса городская дума в заседании 3 января 1895 года постановила, что город принимает на себя: наем помещение под гимназию, а, когда будет возможность, строительство здания для гимназии, одобренного учебным начальством; погодную выплату пособий государственному казначейству на содержание гимназии в размере 8668 рублей7. В результате, в том же 1895 году по «сношению Министра народного просвещения с Министром финансов об отпуске, начиная с 1896 года по 10 тыс. руб. в год на содержание этой гимназии» министр финансов С. Ю. Витте в своем пиьсме министру просвещения графу И. Д. Дельянов отметил, что «по бытовым и экономическим условиям жизни г. Баку, несомненно, нуждается скорее в промышленном училище, чем в гимназии»8. Обсуждение вопроса о создании казенной гимназии в Бакинской губернии породило множество предложений и возражений со стороны различных местных чиновников и общественных деятелей. Переписка между учреждениями длилась еще год, однако ходатайство о преобразовании частной прогимназии в казенную было отклонено. В свою очередь, Бакинское городское управление «в ознаменование дня Священного коронования их Императорских Величеств» Николая II и Александры Федоровны постановило ежегодно отпускать из городской казны по 19 тысяч рублей на содержание гимназии, помимо безвозмездного представления ей помещения. После этого МНП признало возможным удовлетворить ходатайство об открытии в Баку мужской гимназии, с предоставлением ей помещения от города и отнесением расходов по ее содержанию на счет г. Баку в указанной сумме 19 тысяч рублей и в остальной части — на специальные средства учебного заведения9. Таким образом, 1 сентября 1896 года на базе частной прогимназии Г. И. Победоносцева была учреждена Бакинская мужская гимназия, которой по Высочайшему повелению от 7 июня 1896 года было присвоено имя Императора Александра III. Сам Г. И. Победоносцев был назначен директором новой гимназии, контракт с владельцем дома, где помещалась прогимназия, взял на себя город, ее учащиеся по проверке их знаний были перемещены в гимназию. В 1904 году в состав Бакинской мужской гимназии имени Алекандра III было включено частное мужское учебное заведение 1 разряда с курсом гимназии А. Н. Лаврова. Последнее было открыто Александром Лавровым в 1896 году одновременно с мужской гимназией МНП. Инициативу А. Н. Лаврова поддержал попечитель Кавказского учебного округа К. П. Яновский. Родители отдавали своих детей в училище А. Н. Лаврова в основном из-за переполненности правительственных учебных заведений. По национальному составу большинство учащихся здесь (по данным отчетов 1903 года) составляли армянские дети (170 человек), далее следовали русские (71 человек), азербайджанских детей было 35 человек. По социальному происхождению большинство учеников принадлежали к городскому сословию, то есть являлись детьми мещан (204 человека), учились здесь также дети дворян и чиновников (49 человек), и, наконец, дети казачьего и крестьянского сословия (26 человек)10. Спустя три года после основания этого учебного заведения городом было возбуждено ходатайство о преобразовании его во вторую казенную гимназию. Думским постановлением от 4 мая 1899 года город решил принять на себя половину расходов по содержанию данной гимназии, если другую половину примет казна. Однако это ходатайство было отклонено МНП. Министерство выразило готовность оказать возможное содействие городскому обществу в открытии среднего училища другого типа11. В 1902 году Бакинской городской думой еще раз было возбуждено ходатайство о преобразовании частного училища А. Н. Лаврова в мужскую гимназию. Однако попечитель Кавказского учебного округа скептически относился к данной инициативе. В частности, в своем ответе он писал: «В Кавказском учебном округе до этого времени не было частных учебных заведений с правами правительственных и таковых, вследствие разноплеменности и стремления некоторой части населения к обособленности, не должно быть. Разрешив открыть частное учебное заведение с правами правительственными одному какому-либо лицу или обществу, учебное начальство будет поставлено в весьма затруднительное положение, ибо вслед за этим к нему поступят ходатайства от лица и общества туземного населения о разрешении им открывать такие же учебные заведения для детей, Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 4. С. 103-108. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 4. P. 103-108. © Бешеров П., 2023 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz