Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.4/2023(2))
После включения Южного Кавказа в состав Российской империи на завоеванных территориях была распространена так называемая комендантская система управления. В 1840 году императором Николаем I комендантская система управления была упразднена. Из Кавказских владений были образованы Грузино-Имеретинская губерния и Каспийская область. В 1846 году в ходе административных реформ, Грузино-Имеретинская губерния и Каспийская область были упразднены, а в составе Кавказского округа образовались следующие губернии: Дербентская, Кутаисская, Тифлисская, Шемахинская, а позднее и Закаспийская область. С этого времени берет свое начало Бакинская губерния (далее - - БГ), так как после землетрясения 31 января 1859 года в г. Шемаха административный центр Шемахинской губернии был перенесен в г. Баку с переименованием губернии в Бакинскую1. Неоценимый вклад в изучении образовательной системы Бакинской губернии внесли Э. Вагабова, Дж. Г. Мамедова [1, 2]. В трудах данных авторов была изучена сеть училищ БГ, однако некоторые сюжеты из истории средних учебных заведений, в частности, мужской гимназии, остались вне поля зрения исследователей. Для заполнения данного пробела мы попытаемся представить ее историю на основе архивных документов Министерства народного просвещения и других ведомств, хранящихся в РГИА, а именно в фондах 733 (Департамент народного просвещения), 1153 (Департамент промышленности, наук и торговли Государственного совета), 1158 (Финансовая комиссия Государственного совета), а также материалов ревизии г. Баку и Бакинской губернии, произведенной в 1905 году сенатором А. М. Кузьминским. Вопрос об открытии казенной гимназии в г. Баку впервые был поднят 24 марта 1886 года, когда попечитель Кавказского учебного округа обратился к министру народного просвещения Н. М. Аничкову с соответствующим представлением2. Инициатива об открытии гимназии принадлежала Бакинскому городскому обществу, однако «затруднительное положение государственного казначейства не дозволило осуществить желание города»3. В связи с тем, что открыть гимназию исключительно на средства казны не представлялось возможным, жители города обратились к учителю реального училища Г. И. Победоносцеву с просьбой открыть частную прогимназию. В результате, в 1891 году Г. И. Победоносцевым было открыто частное училище (прогимназия с 4-летним курсом обучения). Город со своей стороны выписал ему денежное ежегодное пособие в размере 2 тысяч рублей4. Необходимость открытия хотя бы частной прогимназии была связана с желанием родителей, чтобы их дети получали высшее образование. Однако для поступления в высшее учебное заведение необходимо было закончить полный курс гимназии, которых не было ни в Бакинской губернии, ни в областях, соседствующих с ней по морю (Дагестанская, Закаспийская области). По этой причине нередки были случаи, когда мужья оставались в г. Баку, а семьи переезжали жить ради воспитания детей в Елизаветполь, Тифлис или другие города. Этим и объясняется высокая популярность новой частной прогимназии, которая сложилась за короткое время. В первый год своего существования при наличии всего лишь 2 приготовительных и 2 нормальных классов, в ней насчитывалось уже более 160 учеников, в 1893 году их было уже 228. В 1894 году училище состояло из первых 4 классов и 2 приготовительных, в это время число учеников достигло цифры 274, в 1895 году Бакинская прогимназия имела уже 400 учеников5. Эта цифра была сравнима с численностью учеников Бакинского реального училища (казенного) за 1895 год (550 человек). Успех Бакинской частной прогимназии был очевиден несмотря на то, что учащиеся частных прогимназий были ограничены в праве перевода в казенные учебные заведения, а преподаватели не могли пользоваться правами чиновников государственной службы. По этой причине данное учебное заведение «довольствовалось лишь теми преподавателями, у которых случайно находился свободный час, ненужный Казенному учебному заведению, к составу которого они принадлежат»6, то есть педагогами, совмещавшими преподавание в прогимназии с другой деятельностью. В 1895 году была сделана попытка принять частную гимназию Г. И. Победоносцева в ведение города и преобразовать ее в классическую гимназию Министерства народного просвещения (далее — МНП). С подобной инициативой выступила Училищная комиссия в Бакинской городской думе. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 4. С. 103-108. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 4. P. 103-108. © Бешеров П., 2023 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz