Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.4/2023(2))

Древний Борисоглебский храм на р. Паз сооружался монахами Троицкого Печенгского монастыря в эпоху царствования Ивана Грозного (1547-1584 годы), который глубоко почитал русских князей-страстотерпцев, прославленных Церковью в XI веке как своих сродников и покровителей великокняжеской семьи. Как видно из представленного спектра престольных наименований, заказчики и строители храмов Кольского благочиния отдавали явное предпочтение раннехристианским святым (10 посвящений). Широко распространенное на Русском Севере почитание святителя Николая Чудотворца как патронального святого мореплавателей проявилось в наименовании 5 престолов в церквах Кольского, Петропавловского Варзужского, Керетского, Ковдского и Умбского (Порья Губа) приходов. Для 3 престолов в церквах Колы, Керети и Кузомени были выбраны наименования в честь византийских святых воинов-защитников, в которых видели небесных покровителей отечества — великомученика Георгия из Капподокии и преподобного Димитрия Солунского из Фессалоник. В первой половине XIX века в Кольском благочинии отсутствовали наименования приходских церквей в честь «новгородских» или «московских» подвижников. Из святых Русского Севера единственный престол (в с. Варзуга) был освящен во имя основателей Соловецкого монастыря (в 1471 году Варзужская волость вошла в состав обширной вотчины этой северной обители). Память о наименовании храмов, существовавших в приходах Кольского благочиния в предыдущее время и уже утраченных, могла отражаться в посвящениях дополнительных престолов. Например, в напоминание о церквах Кольского острога, известных по источникам XVI-XVII веков, Воскресенский собор, срубленный в 1684 году, имел два придела во имя святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия, а возведенная в 1800-1804 году городская каменная Благовещенская церковь — придел во имя Алексия, человека Божия. Деревянная церковь в честь небесного покровителя царя Алексея Михайловича была построена «за Колою рекою на волостной стороне» в последней четверти XVII века [21: 24]. В с. Кереть в двухэтажном храме святителя Николая Чудотворца, сооруженном в 1773 году, был устроен второй престол в честь великомученика Георгия: по переписи 1563 года в Керетской волости стояли две деревянные церкви «поставленья волосных людей» с наименованием в честь этих святых10. Известны два факта переноса построенных в XVI веке приходских храмов с сохранением престольного посвящения: Воскресенского в устье р. Умба и Петропавловского в устье р. Поной. Факты смены посвящений главных престолов в церквах округа в рассматриваемый период отсутствуют. Выводы Итак, система престольных посвящений, существовавшая в первой половине XIX века в Кольском благочинии, складывалась с конца XIV-го по XVII век под влиянием миссионерской деятельности православных обителей - - Троицкого Печенгского, Кольского Печенгского, Пречистенского Кандалакшского и Соловецкого монастырей — и отражала специфику процесса становления православия в Русской Лапландии. Стабильность и неизменность этой системы вплоть до середины XIX века стала отличительной чертой духовной культуры региона. Обращает на себя внимание традиция почитания в благочинии святых Древней Церкви, среди которых предпочтения при выборе наименования церквей отдавались святителю Николаю Чудотворцу и великомученику Георгию. Другой особенностью сложившегося спектра посвящений можно назвать отсутствие престолов в честь «новгородских» и «московских» святых. Примечания 1Никольский К. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб.: Синодальная типография, 1907. С. 1-2. 2 Полное собрание законов Российской Империи. Собрание первое: с 1649 по 12 декабря 1825 года (далее — ПСЗ I). СПб., 1830. Т. 6, № 3991. 3ПСЗ I. Т. 11, № 8625. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 4. С. 95-102. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 4. P. 95-102. © Кожевникова Ю. Н., 2023 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz