Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2023(2))
подавления контрреволюционного и антинародного «заговора буржуазии». «А что нас капиталисты, буржуи стращают голодом, что земли перейдут крестьянам и останутся незапаханными, что некому обрабатывать, — разъяснял в своем письме старший унтер-офицер 1-й роты того же 423-го полка Ф. Фомичев, — то ведь поймите, товарищи, то помещики-то не своими руками работали, а такие же крестьяне... Обезлюдела деревня — обезлюдели и помещики, и если надвигается голод, то и эти люди не могут спасти Россию... оставлением земли у помещиков до созыва Учредительного Собрания»16. Так антибуржуазная пропаганда социалистов создавала у рядовых «образ врага», усиливая подозрительность к офицерству, военным чиновникам, духовенству, к сторонникам иных политических взглядов. Различные партии и организации предлагали свое понимание термина «буржуазия», но на уровне массового сознания появлялись иные оценки, подчас весьма отличные от партийных. Часто же различное толкование понятия «буржуазия» вызывало социокультурные конфликты [16: 195-196]. «По слухам и нас, работников пера и рейсфедера, топора и лопаты, причисляют к буржуям», — недоумевал весной 1917 года В. Палажченко, один из авторов первой русской газеты в Або, утверждая, что его мнение — это мнение всех служащих и рабочих строительства Або-Оландской укрепленной позиции. «Мы представляем собою весьма разношерстную... и крайне разнообразную в своих самобытных толкованиях социальных вопросов публику, часто у нас выписываются газеты “буржуйских” направлений, как называют их товарищи-рабочие», — отметил автор публикации. Призвав к политическому самообразованию, он выразил надежду на то, что «путем собеседований и чтения лекций мы обрисуемся настолько, что наши товарищи-рабочие, тесно связанные с нашими профессиями», больше не будут видеть «в нас ненавистный им образ буржуя»17. А вот точка зрения, выраженная в письме солдата 3-й роты П. Савина, который служил в 423-м Лужском полку, ко времени революции находившемся под значительным влиянием большевиков: «Нам-то, беднякам, одели всем серые шинели. А в деревне-то остался кто? Да мелкие буржуи. Например, кто попал на Всероссийский съезд [Советов. — Е. Д.] — старшины, писаря, учителя, торговцы, крестьяне, которые были раньше не обижены. Так то повара да учителя, приспешники старого режима, теперь и выбраны везде»18. Помимо офицеров и чиновников старой администрации к потенциальным «врагам революции» причислялись и представители духовенства. Депутат Свеаборгского крепостного артиллерийского полка Смирнов в июле 1917 года сообщил в редакцию «Известий Гельсингфорсского Совета» об услышанном им на улице высказывании некой русской женщины: «Для чего-то устроили противные солдатские советы, чтобы еще хуже позорить честных людей». На вопрос депутата, где она служит, был получен ответ: «В Гельсингфорсе у священника». Показательно заключение автора письма: «Да, действительно, “хорошие люди” подтвердились... Прежде чем возиться с этими подкупленными прислугами, нам нужно подготовить все жизненное основание, дабы впредь не разводить хаос, как это было при Николае»19. Широкое морализирующее обобщение, немедленно сделанное на основании единственного упоминания о священнике, весьма характерно для политического языка представителей «революционной демократии» гельсингфорсского гарнизона. Автор одной из заметок, опубликованной гельсингфорсскими «Известиями» в начале июля, называет «прислужниками бывшего царизма» представителей духовенства, которые выступали против сельского учительства: «попы натравливают нашего темного крестьянина на учителей, тружеников школы, говоря, что в школе не хотят учить слову Божию», а поверившие им крестьяне «выгоняют 20 учителей из школы и деревни»20. «Антибуржуйские» настроения распространяли самые различные, подчас конфликтующие силы, и это затрудняло возможность их прочного соглашения. В начале августа служивший в крепости Свеаборг рядовой 428-го Лодейнопольского пехотного полка недавний крестьянин Г. Т. Шеин обратился к солдатам с призывом «не слушать смуты», исходившей от лиц, «натравливающих солдат против матросов». В воззвании, предназначавшемся им для публикации в «Известиях Гельсингфорсского совета», возникает весьма расплывчатый образ внутреннего врага: «нам не для того даны пули и штыки, чтобы бить своих товарищей и братьев, а для тех, с кем мы боремся — кому дороги роскошные кресла и автомобили»21. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 1. С. 86-100. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 1. P. 86-100. © Дубровская Е. Ю., 2023 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz