Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2023(2))
и кровожаднейших вампиров, объявлено братство, равенство всех народностей, населяющих наше отечество. Теперь нет больше среди нас кровожадных леопардов: мы все без различия общественного положения и вместе пасемся в нашем отечестве, и пасет нас малое дитя. Это наша юная, но сильная духом долгожданная, драгоценная свобода». В изобразительной символике русской революции свобода, как правило, представала в виде прекрасной женщины в античном одеянии. А автору процитированного текста, озаглавленного «Великий социалист», Свобода видится в общехристианском образе пастыря, зорко оберегающей, несмотря на свой младенческий возраст, вверенное ее заботам беззащитное стадо. Образы России и Свободы персонифицированы как мать и дитя, которых необходимо уберечь от «внешнего врага» — «кровожадного Вильгельма, не признающего ни Божеских, ни человеческих законов». Во имя продолжения войны с Германией автор письма призывает «обняться в братском объятии и стоять на страже, охраняя мать нашу родину и священную свободу от врага». «Пусть все граждане России спокойно пеленают нашу новорожденную малютку — Свободу, пусть знает малютка, что враг не придет и не нарушит её благотворного сна... На нас лежит долг осушить слезы жен и матерей, мужья и дети которых оросили своей кровью родные поля», — призывает автор читателей газеты9. Датированное серединой марта 1917 года воззвание судового комитета линейного корабля «Андрей Первозванный» к мастеровым, работавшим на оборону, использует те же героические символы военного времени (память о павших воинах) и новую революционную символику: «Мы достигли желанных идеалов и единогласно признали, доверились и слились с Временным Народным Правительством. Вся мыслящая Россия признала, что для осуществления идеалов свободы необходимо сломить нынешнего сильного, упорного врага — Германию. К этому нас призывают наши павшие герои во славу России. Товарищи мастеровые, вспомните, как давалась нам свобода, сколько крови мы пролили, неужели мы теперь отдадимся варвару-врагу — не для этого лилась кровь за свободу, страдали борцы, сосланные в Сибирь... Дайте возможность флоту встать на стражу столицы. Вы устали, но ведь вся Россия несет сейчас на алтарь отечества все, что может. Наше будущее поколение не забудет трудов ваших, вечная память и слава покроет первых свободных граждан Великой России»10. Среди символических «образов врагов» в апрельском письме матроса транспорта «Кама» С. Литвинова присутствует кайзер Германии — «проклятый гений Вильгельм», который «залил всю карту кровью наших братьев». Обращаясь к солдатам и рабочим, автор призывал, чтобы граждане Свободной России все свои силы сплотили воедино и отстояли «долгожданную свободу и прочный мир для всего человечества всего мира»11. Известно, что жертвенность почти всегда сопутствует мессианству, мессианские настроения характерны для политической традиции русских революционеров, определявшей в 1917 году образ мыслей почувствовавшего вкус к политике «маленького человека». [3: 268]. Примечательно, что в представлениях преобразователей старого мира русский народ был призван привести человечество к справедливому миру и наделялся качествами мессии, тоже становясь своего рода символом. Весной 1917 года, полемизируя с направленной против «Займа Свободы» публикацией в газете гельсингфорсских большевиков «Волна», матрос службы связи А. Доманов писал: «как русский человек, я скажу... только русский народ должен продиктовать условия мира Германскому правительству (я не говорю народу) и дать свободу народам Германии, такую, как он завоевал себе»12. Образы «новых» врагов — офицеров, чиновников, «комитетского» начальства, сложившиеся в представлениях рядовых военнослужащих, ассоциировались с экзотическими африканскими животными: леопардами, пантерами, крокодилами, змеями из «чужого» животного мира или даже с уже упоминавшимися инфернальными силами — вампирами и т. п. Матрос Раменский, автор стихотворения «К современному быту», противопоставил себя и своих товарищей врагам в соответствии с законом бинарности («мы» / «они») следующими строками: «Не нужно нам, всему трудовому народу, Чужих земель, чужих трудов, Но нас буржуй с пантерскою душою С лица земли стереть готов. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 1. С. 86-100. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 1. P. 86-100. © Дубровская Е. Ю., 2023 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz