Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2023(2))
Со времени Февральской революции российское общество быстро политизировалось, и для официальной печати (правительственных и партийных газет, брошюр и т. п.) стало невозможно определить, в каком значении разными слоями общества будут употребляться понятия «языка революции». Сочетания тех или иных толкований в индивидуальном восприятии иногда приводили к возникновению нового смысла, который авторы дискурса вовсе не вкладывали в содержание понятий [10]. Ярким подтверждением этому служат письма рядовых матросов и солдат в редакции русских газет, выходивших в Гельсингфорсе, Або, Выборге. Хранящиеся в Национальном архиве Финляндии и в РГАВМФ неопубликованные письма военнослужащих в редакцию гельсингфорсских «Известий» не только позволяют проследить, как при помощи уже возникших революционных символов авторы газетных публикаций целенаправленно формировали представления читательской аудитории. Исследуемые «эго-документы» дают возможность увидеть, какой была судьба этих представлений, как на уровне массового сознания определенные символы наполнялись иным содержанием, подчас весьма отличным от того, что виделось представителям политических партий [11]. Характер источников этого типа предопределил обращение к вербальной символике: в письмах военнослужащих упоминаются партийные лозунги, девизы, словесно выраженные обобщенные понятия, прежде всего — Свобода, Свободная Россия, Революция, Единая семья освобожденных граждан страны. Как показал петербургский историк П. К. Корнаков, вербальная символика составляет одну из групп, на которые, наряду с цветовой, изобразительной, музыкальной символикой, можно условно разделить символы русской революции, постоянно переплетавшиеся и взаимодействовавшие друг с другом [12: 359-364]. Весной 1917 года новая революционная фразеология стала объектом подтрунивания со стороны сотрудников редакции абоских «Известий», которые в разделе юмора предложили читателям ряд словесных штампов, выдержанных в духе времени: «С днем товарища ангела», «С группой сознательных новорожденных», «Комиссия подрайонной группы уездных дезертиров», «гражданин покойный дядюшка» и т. д. Почти в каждом из присланных в редакцию гельсингфорсских «Известий» многочисленных стихотворных рассуждений военнослужащих о «больных вопросах», связанных с происходящим в стране, можно обнаружить символы, особенно присущие рифмованному тексту. Главным символом победившей революции стал Военно-морской министр Временного правительства А. Ф. Керенский, персонифицировавший политический курс новой власти и именовавшийся в радикальной среде «народным трибуном» и «первой любовью революции». Пропагандистская кампания в пользу «народного министра» Керенского весной 1917 года сформировала в прессе образ, призванный создать и усилить восприятие его личности как избранной [13]. В полном соответствии с духом этой кампании свеаборгский артиллерист Г. Андреев в начале июля именовал Керенского «славным бесстрашным рыцарем Доблестной армии и флота», а в одном из писем, полученных на флоте из провинции, Керенский был назван «истинно великим человеком»7. Уже в мае 1917 года, указывая на явные признаки разложения армии, депутат офицерского комитета 3-го Прибалтийского конного полка В. Любимов с горечью писал: «...значит, есть пропасть, на краю которой стоит наша Россия, если даже Керенский, тот, на которого смотрела вся Россия, как на упорного борца свободы, даже тот кричит об этой опасности. Страна может защищаться только армией. У нас этой армии нет. Керенский попытался спасти ее, но эти попытки бесполезны»8. Среди символов революции, встречающихся на страницах писем в редакцию гельсингфорсских «Известий», наиболее часто появляются Свобода и образ «дорогой матери — свободной революционной России». Свобода как символ европейских революций вошла в число образов, излюбленных авторами писем, благодаря выразительному использованию девиза Великой Французской революции «Свобода! Равенство! Братство!» в книжной, журнальной, плакатной графике, при оформлении знамен и лозунгов [14: 389]. В одном из писем-обращений под заголовком «К гражданам-воинам» примечательны образы Свободы и «Единения граждан России», а также типичное для солдат и матросов представление о врагах Родины во главе с бывшим российским монархом. Враги часто наделялись зооморфными и инфернальными признаками: «У нас нет больше вампиров, сосущих наш пот и кровь. И с той высоты, где месяц назад сидел один из страшнейших Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 1. С. 86-100. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 1. P. 86-100. © Дубровская Е. Ю., 2023 91
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz