Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2023(2))

Введение Приходские священники, служившие в церквах на Кольском Севере в начале XIX века, продолжали выполнять важную миссию своих предшественников. Перед ними стояла ответственная задача укреплять в православной вере жителей окраинной территории Российского государства и проводить интересы центральной власти на местах. В этот период светские и духовные высшие власти не обеспечивали сельское духовенство регулярным казенным жалованьем, поэтому все возникавшие материальные проблемы клириков решались в зависимости от возможностей общин и сложившихся в них обычаев и традиций [1-3]. Для рассмотрения ранее не изучавшегося вопроса о достатке сельского духовенства Кольского Севера в начале XIX века необходимо привлекать новые архивные материалы о конкретных иереях, живших и трудившихся в местных приходах. Особую ценность имеют сохранившиеся в архивных фондах духовных учреждений описи имущества, которым владели священники. Эти документы, редко вводящиеся в научный оборот, содержат яркие свидетельства об уровне благосостояния и бытовой устроенности пресвитеров в Кольском благочинии Архангельской епархии. Данное исследование основывается на документах, обнаруженных в фондах Кемского духовного правления (Ф. 165) и Третьего благочиннического округа Кемского духовного правления (Ф. 663) Национального архива Республики Карелия (далее — НА РК). Статья продолжает цикл работ, посвященных изучению церковно-приходской жизни на Кольском Севере [4-6]. В фонде Кемского духовного правления (НА РК. Ф. 165) хранится опись личных вещей сельского священника Андрея Адрианова, служившего в Понойском приходе в 1808-1817 годах1. Ее составил для Архангельской духовной консистории благочинный местных церквей, протоиерей Иоанн Диаконов из Воскресенского собора в городе Коле, в связи со скоропостижной смертью понойского иерея. Описание немногочисленных вещей проводилось в присутствии трех свидетелей — понойского крестьянина Матфея Русинова (родного дяди вдовы), племянника умершего священника Константина Адрианова и церковного старосты Кондрата Харшина. Сама опись не датирована. Известно, что в Архангельской духовной консистории ее получили вместе с рапортом благочинного в мае 1819 года2. Удалось выяснить, что Андрей Иоаннович Адрианов (1776-1818) происходил из старинной династии приходского духовенства Кольского Севера, известной по архивным документам с начала XVIII века3. Ее родоначальником стал иерей Адриан, определенный к двум понойским церквам в честь Успения Божией Матери и во имя апостолов Петра и Павла в 1710 году и служивший в них до 1726 года. Предшественником покойного Андрея Адрианова был его родной отец, священник Иоанн Лукич Адрианов, умерший в 1808 году4. В начале XIX века прихожанами Понойского прихода — одного из древнейших на Кольском Севере — были жители села Поной5 и отдаленной от него на 180 верст деревни Пялицы, где стояла часовня, а также «лапландцы» пяти «лопарских» погостов (Сосновского, Лумбовского, Иокангского, Куроптевского и Каменского), «которые не имеют в одном месте постоянного жительства, в один год переезжают в три и более места»6. Священник должен был объезжать сезонные поселения саамов несколько раз в год. Помимо исполнения пастырских обязанностей в своем приходе, охватывавшем огромные пространства на Кольском полуострове, Андрею Адрианову приходилось заменять благочинного Иоанна Диаконова во время его длительных отлучек из уездного города по епархиальным делам: в 1818 году священник должен был совершать очередные богослужения в кольском Воскресенском соборе, находившемся в 500 верстах от Поноя. «Прихожане понойские прилежат жительствовать к Коле не в дальнем расстоянии, а при том он (Андрей Адрианов. — Ю. К ) для сбору положенной руги и для исправления мирских треб выезжает два-трираза в год», — пояснялось в указе консистории7. Сведения об основных источниках доходов понойского причта содержит составленная Андреем Адриановым клировая ведомость за 1817 год: «во владении священноцерковнослужителей пашенной земли не имеется, да и сенокосной самое малое количество, на содержание им от прихожан дана для улову рыбы семга тоня и малое количество получают денежной руги»8. Упоминаемая в документе тоня «Попова лахта» в устье реки Поной находилась в пользовании клириков «исстари» и в аренду не сдавалась, так как они предпочитали сами заниматься семужьим промыслом9. Семья священника жила в доме, построенном на общественной земле. Приходские церкви содержались только на кошельковый сбор (то есть пожертвования, собранные за богослужение). Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 1. С. 81-85. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 1. P. 81-85. © Кожевникова Ю. Н., 2023 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz