Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2023(2))

Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 1. С. 67-80. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 1. P. 67-80. Авторы, чьи произведения иллюстрировал В. М. Голицын, очень ценили его рисунки за документальную точность, а редакторам импонировала его пунктуальность — заказ исполнялся всегда в срок. Он страстно любил море и с особым удовольствием работал с писателями-моряками: А. С. Новиковым (лит. псевдоним — Алексей Силыч Новиков-Прибой). Е. С. Бываловым (лит. псевдоним — Евг. Зюйд-Вест), М. С. Петровым-Грумантом (лит. псевдоним — М. Петров-Грумант). «Карандашом он набрасывал варианты, обдумывал композицию, потом брал маленькие листочки ватмана и с помощью пера и туши создавал рисунки. Работал он обычно ночью, чтобы никто не мешал»36. Работы В. М. Голицына стали печатать в журналах «Пионер», «Кругосвет», «Краснофлотец», «Смена», «Знание — сила», «Затейник». В последнем — журнале малого формата, издававшемся при «Крестьянской газете», только много позже (в сентябре 1934 года) была опубликована его авторская настольная игра «Пираты», чему поспособствовал Максим Горький, высоко ее оценивший (рис. 13). Всего Владимир Голицын придумал более 20 игр про морские путешествия и сражения. Действие «Юнги» разворачивается во внутренних и внешних морях Европы, в «Захвате колоний» — в Индийском и Тихом океанах, в «Северном морском пути» — в северных морях России. (Самод&лъаая настольная ггра) АВТОР ХУД, В. ГОЛИЦЫН (Перепечатка воспрещается) J!Upсети Завоевав я начале ХУІ вока Мексику и Ивру, пппансшіе капиталисты стали вывозитъ оттуда в Европу массу золота* которое у тамошних жителей ценилось не ва много дороже железа» Великолепные, богато украшенные талионы пересекали Атлантический океан и выгружали в испанских портах не­ сметные богатства. Этот поток золота, идущий через океан, по­ родил множество морских разбойников-пиратов, которые на своих поворотливых бригантинах смело нападали на испан­ цев и после короткой перестрелки обыкновенно «сваливались» (сцеплялись) с ними на «абордаяг», О дикими криками толпа разоренных разбойников, вооруженных пистолетами, мушке* топами, интрепелами \ пикали и кинжалами, лезет по Бай­ там и рангоуту на высокий борт галюна. Происходит крово­ пролитная резня на палубах и в каютах. И испанцы принуж­ дены сдаться. На мачтах галиана поднимаются черные пират­ ские флаги с черепом и костями. «Испанца» отводят в какой- нибудь глудой разбойничий городок, где пропеходит дележ добычи. Но нередко случалось, что «испанцу» залпами своей более мощной артиллерии удавалось уничтожить назойливого врага, не допустив его до абордажа. 1 Род топора с обукоы в видѳ толстого гвоздя, употреблявшегося при абор­ даже. 22 Рис. 13. Настольная игра «Пираты» В. М. Голицына. Журнал «Затейник». 193438 В конце 1925 года Владимир Алексеевич Попов пригласил В. М. Голицына в свое издание «Всемирный следопыт». С тех пор именно этот журнал стал для него основным. Он иллюстрировал рассказы и очерки на морскую тематику, юмористические рассказы. Довольно скоро В. А. Попов доверил Владимиру создание обложек — первой была к № 4 журнала за 1926 год37 (рис. 14, 15). Работа востребованного иллюстратора хорошо оплачивалась. Его ценили во многих редакциях и издательствах как серьезного профессионала. © Шабалина О. В., 2023 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz