Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2023(2))

по экспедиции на Новую Землю океанолог В. А. Васнецов — сын известного художника Аполлинария Михайловича Васнецова — в своей книге «Под звездным флагом “Персея”. Воспоминания». Всеволод Аполлинарьевич Васнецов пишет, что постройка «Персея» под руководством И. И. Месяцева в трудное время экономической разрухи «была не только нашим делом, нашим увлечением, она стала смыслом и целью нашей жизни. Мы, <...> В. М. Голицын <...> и автор этих строк, тогда совсем еще юноши, охотно выполняли любые работы. Грузили и возили лесоматериалы и трубы, механизмы и железо. Демонтировали старые корабли»19. В Музее-Архиве ЦГП КНЦ РАН хранятся и экспонируются фотографии времен постройки и первых экспедиций «Персея» (рис. 7). Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 1. С. 67-80. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 1. P. 67-80. Рис. 7. В. М. Голицын (крайний слева) на строительстве «Персея». 1922. Архангельск20 В один из вечеров после работы в компании молодежи, которую «больше привлекала тогда романтика плаваний в ледовитых морях и пустынные земли северных островов, чем научные проблемы» Владимир Голицын озвучил возникшее серьезное упущение: у Плавморнина не было своего флага. Всех увлекла эта мысль. Было предложено множество проектов, но они казались неудачными и отвергались. Первый понравившийся всем рисунок флага с опорой на имя корабля сделал Владимир: «вдоль внутренней шкаторины полотнища узкая белая полоса, на ней синие буквы ПМНИ; поле флага ярко-синее и на нем семь главных звезд созвездия Персей». Затем появился макет из бумаги, он «получил всеобщее одобрение» и был принят как экспедиционный вымпел и как эмблема на обложке печатных изданий трудов института21. 1 февраля 1923 года в торжественной обстановке на гафель «Персея» был поднят большой синий вымпел с белыми звездами. Но его автор уже не участвовал в этом событии22(рис. 8). В 1922 году Владимир уволился из Плавморнина — он решил связать свою жизнь с изобразительным искусством, получить соответствующее образование24. Вернулся в Москву и стал ходить на занятия в Высшие художественные технические мастерские (ВХУТЕМАС) к живописцу П. П. Кончаловскому — посещения были неофициальные, но по приглашению мастера. «Когда он являлся в студию, то сразу подходил к Владимиру и больше всего внимания уделял его работам, поправлял их, ставил его в пример другим»25. Но из-за социального происхождения В. М. Голицына не приняли в студенты. «Кончаловский возмутился, бросился хлопотать, объясняя, что Голицын является лучшим его учеником. < . > Ходатайство написал также А. М. Васнецов. < . > Да будь он хоть сверхталантлив, но он сын князя, и ему не место в семье советских художников, — так отвечали в различных инстанциях»26. Владимир стал посещать частную студию на Пречистенке, но ее закрыли. Он не смог продолжить свое художественное образование. Работы для него не было. Так продолжалось всю зиму 1922-1923 годов. © Шабалина О. В., 2023 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz