Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2023(2))
Владимир-младший успел получить до известных событий 1917 года прекрасное образование в 5-й Московской гимназии. Спасаясь от голода, в 1918 году семья Голицыных переехала в Богородицк Тульской губернии, в имение своих родственников — графов Бобринских. Здесь Владимир много времени проводил за рисованием, а осенью поступил в Богородицкую школу второй ступени, бывшую гимназию. Занимался в художественной студии, преподаватель которой Степан Тимофеевич Рожков «сумел убедить <...> [его], как важно овладеть рисунком», и Владимир, «перебарывая скуку, рисовал с натуры кувшины и горшки, осваивал перспективу»3. Даже успел поучаствовать в конкурсе на лучший эскиз городского памятника Карлу Марксу4. Окончив школу весной 1919 года, он «не имел определенного места службы, иногда уходил мазать какие-то плакаты»5. Писатель Сергей Михайлович Голицын (1909-1989) — младший брат Владимира Голицына — в 1975 году начал работу над своими воспоминаниями «Записки уцелевшего». В них он подробно описал все то, что выпало на долю княжеской семьи в сложный и противоречивый период 1920-1940-х годов6.Почти на каждой странице этой книги встречается имя старшего брата автора. Он пишет о своей большой любви и уважении к нему, восстанавливая историю недолгой жизни В. М. Голицына. Сергей Голицын свидетельствовал, что Владимир был домосед: «Он раздобыл коробку великолепных акварельных красок, а бумага была из графского архива. < . > Тончайшей кисточкой он подцеплял из коробки порцию краски, < ...> разводил ее водой и раскрашивал светлыми и яркими тонами очередную картинку. < ...> Владимир тогда увлекался Билибиным7 и раскрашивал контуры чистыми тонами без теней, а вокруг каждой картинки выводил орнаменты — заимствовал узоры из различных книг, сам их выдумывал, переиначивал по-своему»8. Владимир «писал декорации» для спектаклей любительского театра в Богородицке. Режиссер «требовал от него исторической точности и реализма»9. Молодой человек творил по утрам: в зрительном зале летнего театра или просто во дворе переносил на разложенный на земле холст свои эскизы. В 1920 году В. М. Голицыну исполнилось 18 лет и «подошло время < . > призываться в армию, куда ему идти совсем не хотелось»10. В Богородицке жили знакомые семьи Голицыных — мать и две дочери Задульских. У них гостил родственник — молодой биолог Лев Александрович Зенкевич, который, еще будучи студентом, попал в Арктику, на Мурманское побережье Баренцева моря, с экспедицией И. И. Месяцева. Впоследствии он стал океанологом с мировым именем, крупнейшим специалистом в области морской биологии, профессором Московского университета, академиком [2]. В тот год Л. А. Зенкевич формировал экспедицию и набирал кадры для биологической станции на берегу Кольского залива рядом с городом Александровском (с 1931 года - село Полярное, с 1939 года — город Полярный). Ему требовался художник. С. М. Голицын вспоминал: «Какими путями мой брат Владимир получил метрику, что он родился не в Бучалках, а в Богородицке, — не знаю, так же, как не знаю, откуда он раздобыл справку, что является матросом крейсера «Аскольд» и направляется в распоряжение Зенкевича как художник высокой квалификации»11. Родные проводили Владимира в Заполярье. Там он выполнял задания биологов, зарисовывая всевозможных морских обитателей, вместе со всеми сотрудниками не гнушался физической работы и одновременно «для себя рисовал в альбомах, которые сохранились. А рисовал он карандашом и акварелью мурманские пейзажи, разные жанровые сценки и карикатуры на своих сослуживцев»12. С. М. Голицын считал, что в этих «столь разнообразных рисунках, особенно в пейзажах красками, впервые угадывается большой и яркий талант настоящего художника»13. Осенью 1920 года на Мурмане состоялась встреча В. М. Голицына с еще одним художником, ставшим участником северной научной экспедиции. Чтобы установить промышленное значение разведанных Лапландской экспедицией П. В. Виттенбурга в 1918 году залежей железной руды, потребовались специальные геологические изыскания, которые и были осуществлены отрядом Северной научно-промысловой экспедиции под руководством профессора Виттенбурга усилиями восьми человек, в том числе художника Альберта Николаевича Бенуа [3]. В свои 68 лет он с удовольствием собрался в столь необычное путешествие. Мурманская железная дорога предоставила отряду теплушку — товарный вагон. Ее оборудовали с максимально возможным комфортом всем необходимым для геологической работы и работы художника [4: 54]. После завершения полевых работ 8 октября 1920 года состоялась встреча участников экспедиции с широкой местной общественностью в Доме моряков, где с сообщением «О работах Мурманского геологического отряда Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 1. С. 67-80. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 1. P. 67-80. © Шабалина О. В., 2023 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz