Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2023(2))
Получается, что рассказы о Гиперборее могут быть привязаны к топографической и исторической реальности. Это распространенное явление, которое характерно, правда, больше для медиатуризма, который ранее назывался «кинотуризмом» (подробнее об этом см. [18; 19]). Обращает на себя внимание нахождение в топографической реальности в Ковдоре объектов, подтверждающих существование древней цивилизации: «Как-то в советские времена группа геологов, продираясь через тайгу, километрах в 30 от Ковдора наткнулась на изваяние огромной каменной головы воина в шлеме. После долгих споров — рукотворное это чудо или природное, геологи принялись внимательно изучать то место. И в результате они нашли здесь россыпи корундов, тех, что потом превратятся в рубины. А недавно ковдорские краеведы обнаружили здесь же огромную каменную стену, выложенную из гигантских блоков, похожую на остатки древнего города. Место это, как и прочие достопримечательности Гипербореи, далеко не изучено и ждет своих исследователей. В следующем году сюда по приглашению муниципалитета прибудет археологическая экспедиция, и наверняка удивит нас открытиями»12. «В мае 2018 года Ольга Зенкина, в одном из походов по Рубиновому каньону (раньше там пытались добывать рубины, но в промышленных масштабах это делать невыгодно), увидела в скале огромную голову воина, который по сей день сурово вглядывается в сердца приходящих путников <...>. Собственно, с этого гиперборейского артефакта и началась история бренда «Ковдор — столица Гипербореи», который всего за три года завоевал восемь национальных премий в области брендирования территорий и туризма»13. Опрошенные ковдорчане не всегда соглашаются с тем, что в физической реальности можно найти подтверждение существования Гипербореи: «Это отличная возможность для привлечения туристов, но нет ничего в физическойреальности, что могло бы быть отнесено к подтверждению существования Гипербореи здесь» (инф. 10). И это часто является аргументом, к которому прибегают информанты в качестве иллюстрации позиции и ответа на вопрос, почему Ковдору не подходит брендинг в качестве столицы Гипербореи. Так, в исследованиях, посвященных медиатуризму в Румынии, поклонники Дракулы рассматривают посещение места воображения (Трансильвании) в первую очередь как идеальную возможность собрать больше информации, чтобы подтвердить существование в реальном мире воображаемого мира. Если в топографической реальности они не находят подтверждения тому, что вообразили себе, или оно искажено, то могут столкнуться с разочарованием [20]. Информанты, которые родились и выросли в Ковдоре, приписывание давно существующим объектам новых смыслов, рассматривают как несерьезное и едва ли удачное средство для развития города: «Ну, на самом деле это развитие Ковдорского района. Поэтому там нашли какие-то несколько камней, которые великаны, и водят туда. Это когда смотришь, господи, мы там ходили, я не знаю, грибы собирали. То есть мне это смешно, и я считаю, что подобное развитие» (инф. 1). Одновременно с этим несколько информантов, проживающих на данный момент в Ковдоре, отметили, что Гиперборея — это не объекты, а события: «Г иперборея — это не объекты, а события, например, фестиваль гиперборейской кухни» (инф. 11). Тем самым они указывают на развитие событийного туризма и уходят в сторону от мистического восприятия этого бренда. Перспективы развития туризма сквозь призму истории города Ряд информантов, выражая свое отношение к развитию туризма в русле Гипербореи, рассматривали его как исключительно социокультурный проект, который необходим для небольшого города: «Ну, и естественно, что у нас тут, на Севере, самое главное? Это, конечно же, эээ, альтернативная история, это конечно же Гиперборея. И тут эту идею доят от и до. Сейчас самое яркое проявление — это что? Это Ковдор. У нас Ковдор — столица Гипербореи. Это вообще. В отличие от всего прочего это-то хорошо, потому что, ну, потому что это социокультурный проект, это один из путей развития моногорода. И это очень здорово, потому что ребята действительно развиваются, они хотят вписаться в международные программы там и прочее. То есть это вот социокультурный, вот, проект под маркой, вот, Гипербореи. Это туристический бренд» (инф. 3). Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 1. С. 55-66. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 1. P. 55-66. © Давыдова А. С., 2023 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz