Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2023(2))

базовыми знаниями, никакими, ты приобщаешься. Для того чтобы понять какие-то вещи, связанные с той же самой химией, тебе нужно хотя бы курс школьный вспомнить. А тут тебе сенсей придет, и мозг тебе вот так вот, да и ты сразу постигнешь <...>. У нас сейчас нет культа знания. У нас время дилетантов в целом. У нас везде дилетанты. Вот посмотри — сверху донизу. У нас не время профессионалов. И человек не любит учиться. У него отшибли, то есть нет вот этого вкуса к учебе, а как-то объяснять мир-то себе надо, и гораздо проще объяснить мир. Это же интересно, это вкусно. А когда тебе кто-то, ну, я сейчас тебе просто, быстренько расскажу. Смотри. <... > Так что это все ничего. Какие люди — такие и методики, извините. Пользоваться уровнем низкого образования и дилетантизмом предприимчивым ребятам очень легко. Очень прибыльно» (инф. 6). Более того, физическая пассивность духовных туристов, порицаемая информантами, поощряется, по их мнению, теми, кто продвигает данный тип туризма: «А еще в место силы отведет, а там вообще ничего не надо делать, толькорасслабляться» (инф. 3). Надо отметить, что презентация Ковдора как места с особой энергетикой встречаем и в публикациях средств массовой информации в Сети: «Теперь в Ковдоре добывают не только руду — местные краеведы и приезжие туристы, число которых увеличивается, «добывают» древнюю северную культуру, ищут смысл жизни, пытаются ощутить причастность к древним энергиям. «Зачем ехать в Тибет за 240 тысяч рублей, когда можно приехать в Ковдор с такой же энергетикой», — говорит Олег из Санкт-Петербурга, бывалый путешественник по «местам силы», один из участников летних экспедиций. Только в этом сезоне здесь побывали ведущие российские блогеры, журналисты «Комсомольской правды» и «Эха Москвы». Осенний, зимний и следующий летний экспедиционные десанты уже расписаны» <...>. В Ковдоре открыты новые «места силы» Кольского полуострова, и современный турист хочет увидеть эти порталы в другое измерение, почувствовать энергии, исходящие из здешних объектов Гипербореи — необычных каменных построек на реке Топор, алтарей шаманов, качающегося сейда, жемчужного водопада, карты звездного неба, Рубинового каньона»5. См., также: «Этот бренд очень важен для нашего города. Это хороший посыл для развития территории, чтобы те, кто уехал, может быть, задумались и вернулись. У нас, несмотря на пандемию, немного вырос туристический поток. В Ковдор приезжают эзотерики в поисках гиперборейских артефактов, по их словам, сидя на борту каньона, они ощущают глубину энергии. Кроме того, приезжают любопытствующие, кому просто интересна точка на карте, а также те, кто любит природу и хочет побывать в новом месте», — рассказала Ольга Зенкина6. Ранее проведенные исследования и анализ печатных публикаций показали, что мистический ореол, окутывающий Кольский полуостров, может осознанно обыгрываться в текстах журнальных публикаций [17]. В средствах массовой информации, которые рассказывают о Ковдоре в русле развития идеи Гипербореи, ковдорчане сравниваются со следопытами и проводниками по ней: «В новом туристическом тренде важна роль проводника — он теперь не только инструктор, но и в некотором роде сталкер, чувствующий, как именно пройти энергетическими полями и тайными тропинками, чтобы место тебя «впустило», открылось тебе. Он также и рассказчик историй, делящийся опытом, показывающий то, что невозможно увидеть самостоятельно. Ковдорчане — это проводники по Гиперборее, сталкеры, следопыты. Ковдорский человек много чего может рассказать, у него есть уникальный многолетний опыт взаимодействия с природой, чувство места»7. Как видим, не только город, но и его жители презентуются как носители «особого» знания. При этом некоторые ковдорчане крайне негативно относятся к такому пути развития города ввиду специфики выбранного бренда: «Миф, язычество, само наличие змея до добра не доведет, очень жалко, что мы идем этим путем. Считаю, что нужно было бы найти более приличную сказку написать» (инф. 9). Совершенно очевидно, что информанты критикуют идею развития Ковдора как места для туризма, продвигающего альтернативную историю. Они скептически относятся как к данному типу туризма, так и путешественникам, которые интересуются местами силы и мистикой. Жители области не хотят, чтобы образ региона ассоциировался с духовным туризмом (что подтверждают ранее проведенные исследования [16; 17]). Те, кто признают право на существование данного вида туризма, считают, что он не должен выходить на первый план, потому что путешествие по Мурманской области предполагает, в первую очередь, знакомство с природным ландшафтом края [16]. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 1. С. 55-66. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 1. P. 55-66. © Давыдова А. С., 2023 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz