Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2023(2))
дело, что вот это вот как раз делается для привлечения, вот, как раз этих безумных туристов с центральных городов, понимаете ли» (инф. 1). Как видим, согласно такому подходу, брендинг города должен исходить из предпочтений и рода занятий местного населения (что хорошо соотносится с теоретическими идеями о развитии устойчивого туризма [3; 10; 11-13; 14]), не идти вразрез с образом жизни горожан и ни в коем случае не ориентироваться на интересы так называемых «безумных туристов». «Получение безумных туристов с центральных городов» — мнение об основной цели развития города в данном ключе, довольно часто встречающееся у информантов: «Кстати, про Ковдор. Сейчас в Петербурге был, встретился там со своим товарищем, а он, ну, Вадим Попов, он один из основателей школы йоги. И они занимаются, у них такое направление... (неразборчиво. — А. Д.), и они занимаются практикой. Собирают, ну, свои группы у них, и они ездят по определенным, как они считают, местам силы <...>. И вдруг он такойупоминает, у меня уже появились там последователи, там у нас мою эту самую гимнастику преподают. Он основатель, это, придумал радужную гимнастику для восстановления. Он говорит: “У меня в Ковдоре уже последователи”. И у них в этой общей программе — и начал мне про Гиперборею. Вот. Легенда уже об этой Гиперборее дошлауже и до Петербурга, до всех этих эзотерических йоговских кругов» (инф. 2). При этом многие информанты указывают на специальное привлечение данного типа туристов в регион: «Потом у них этот гиперборейский парк, но к этому проекту там сейчас присасывается огромное количество всяких там одержимцев. То есть камень там сейчас нашли какой-то, рунический, еще там что-то нашли. И вот то есть они туда под этумарку пролезают. Видимо, они взяли это как бренд, с целью раскрутиться. Причем взяли они ее очень хитро. Поскольку Гиперборея, она у нас где? Она у нас на Сейдозере. Ее облазили все главные одержимцы, а там про Ковдор никто знать не знает, но там проблем- то никаких, там сразу нашли статую великана, там сразу в местном парке нашли рунический камень с изображением карты или чего-то там такого. Так-то интересно» (инф. 3). Привлечение особого типа туристов, названных одержимцами / безумцами, часто оказывается основной причиной негативного отношения к развитию Ковдора как столицы Гипербореи. Развитие в регионе духовного туризма (подробнее о духовном туризме см. [15; 16]) вызывает опасение, так как регион в целом будет ассоциирован с данным видом туризма: «Ковдорская Гиперборея — это вся наша региональная общая боль <...>, это распространение антинаучного мировоззрения целого региона. Ну, потому что сегодня — Ковдор, завтра — вся Мурманская область. Будет буквально обслуживать такой вот, скажем так, я не знаю, как сказать, тип туризма? Вот. Потому что это, да, это, конечно, сделано с целью зарабатывания денег, как бы позиционируется как привлечение инвестиций в депрессивный моногород. Но это довольно странный выход из депрессии в одержимство какое-то. Ну это примерно то же самое, что: у нас тут есть депрессивный моногород, а давайте героин продавать! Местные, мне кажется, большая часть, не знает. Скорее всего, им по барабану» (инф. 4). Развитие и популяризация духовного туризма связывается с продвижением ненаучного знания: «Камни там всякие, ну, и прочее. Это безграмотно с точки зрения науки, и это, в общем, очень вредно. Но это очень грамотно с точки зрения технологии. С точки зрения привлечения. Сделать бренд из чёрт-те чего. И грамотно привлечь деньги. Лукьяненко тебе, между прочим, за две копейки не поедет туда. А Лукьяненко был там. То есть это брендирование» (инф. 5). Грамотное, с точки зрения информанта, брендирование вполне может содержать в себе и ненаучное знание. При этом показательно, что туристы, проявляющие интерес к подобного рода дестинациям, называются ленивыми, так как они, помимо готового турпакета, покупают и потребляют также готовые знания, которые не надо усваивать и анализировать критически: «То есть, вот, чтобы какую-то научно-популярную штуку сделать, там крутой маршрут, там в шахтах, посмотреть, показать вот эти слюды, там вот такую вот. Под это они готовы. А вот рассказывать про Гиперборею проще, понятнее. Люди не любят напрягаться. Люди не любят напрягаться информационно, они готовы там, они готовы там послушать сказку, но чтобы, вот, подумать там, потумкать. Почему вот в этой группе до фигища народа? Потому что ты, вроде как, не обладая даже Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 1. С. 55-66. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 1. P. 55-66. © Давыдова А. С., 2023 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz