Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2023(2))
Примечания 1Рак И. В. Мифы древнего и раннесредневекового Ирана. URL: https://annals.info >egipet>rak>iran01 (дата обращения: 20.02.2023). 2Ерехонова О. К. Агару. Агару. Агару. Горно-Алтайск, 2002. С. 98, 179. 3Демчинова М. Киис эдери ле киистенг эткен тудунар-кабынар тьазалдар / Изготовление войлока и войлочные изделия // Как слово наше отзовется. Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, Универ-Принт, 1998. С. 123-128. (На алтайском языке). 4 См. также: Бачимова Л. Кийис базарынынг оос чюмдемелдери / Сохранение в устной истории благопожеланий и запретов, связанных с изготовлением войлока // Как слово наше отзовется. Горно- Алтайск: Горно-Алтайский гос. университет, Универ-Принт, 1998. С. 129. (На алтайском языке). 5Бачимова Л. Кийис базарынынг оос чюмдемелдери... С. 179. 6Сельбикова Конгыр проживала в селе Малая Иня Онгудайского района. Она происходила из рода кергил. О записанном от нее материале см. также в составленном нами с К. Е. Укачиной сборнике алтайских благопожеланий, в разделе «Моление Алтаю» [12: 49-54]. 7Ерехонова Ольга Кедешевна родилась в 1956 г. в селе Талда Онгудайского района, ныне проживает в селе Кулада. Она происходила из рода тёёлёс. Считается, что дар ясновидения достался ей по материнской линии. Она является одной из известных ярлыкчи— служителей культа белой веры. О. К. Ерехонова— автор книги «Агару. Агару. Агару» (2002). Перевод термина агару затруднителен в силу полисемантичности, особенно в смысле «религиозности». В книге по существу изложена концепция белой веры. 8Ечибесова Мекечи (старческое имя Мамаш) была знатоком фольклора и обрядов. Она жила в селе Кулада Онгудайского района, происходила из рода тьети-сары. От неё записаны некоторые фольклорные тексты, которые относятся к воспоминаниям о возникновении Белой веры, об обрядах, исполненных первыми ярлыками в Каракольской долине. М. Ечибесова вспомнила, какими были ширдеки первой половины XX века: «По четырем углам белого квадратного войлока висели небольшие кисти; кисти делали из синего и желтого шелка. На молениях, на которых я была в 20-30-ые годы, ширдеки не были цветными». Тексты хранятся в личном архиве автора. 9Ерехонова О. К. Агару. Агару. Агару... С. 179. 10Ялатов Николай Кокурович — выдающийся алтайский сказитель, знаток фольклора и традиций. Родился в 1927 г. в селе Апшуяхты Шебалинского района, происходил из рода кара-майман. Свои знания об обрядах, «порядке» их исполнения и произношении благожеланий алкыш он пытался передать новому поколению, активно участвовал во всех бурханистких молениях вплоть до самой смерти. 11Рак И. В. Мифы древнего и раннесредневекового И р ан а . 12Амыева Топ проживала в селе Ело Онгудайского района, происходила из рода тёлёс. В 1990-е годы ей было 70-80 лет. Она была искусной мастерицей и прекрасной рассказчицей. Список источников 1. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. СПб.: Наука, 1993. 238 с. 2. Сулейманова О. А. Памятная вещь в семейной культуре // Живая старина. 2013. № 4 (80). С. 36-39. 3. Бусырева Е. В. Мемориальные предметы в семьях с немецкой родословной // Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. Т. 1, № 1. С. 42-53. doi: 10.37614/2949-1185.2022.1.1.004. 4. Екеев Н. В. О движении бурханистов на Алтае в 1904-1905 гг. // Движение Ак тьанг (Белая вера) — Бурханизм на Алтае: Взгляд через столетие. Материалы научной конференции, посвященной 100-летию событий в долине Теренг. Горно-Алтайск: НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова, 2004. C. 49-82. 5. Бурханизм — Белая вера (Ак jан): документы и материалы / отв. ред. Н. В. Екеев; сост. Н. В. Екеев, Н. А. Майдурова. Горно-Алтайск: ОАО «Горно-Алтайская типография», 2014. 244 с. 6. Дьяконова В. П. Алтайцы (Материалы по этнографии теленгитов Горного Алтая). Горно-Алтайск: Горно-Алтайское республиканское книжное издательство «Юч-Сюмер», 2001. 222 с. 7. Полосьмак Н. В., Баркова Л. Л. Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая (IV-III вв. до н. э.). Новосибирск: ИНФОЛИО, 2005. 229 с. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 1. С. 44-54. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 1. P. 44-54. © Ямаева Е. Е., 2023 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz