Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2023(2))

Заключение Собранные и проанализированные материалы свидетельствуют о процессе актуализации свойств, семантических и ритуальных возможностей бытового предмета, извлекаемого из «исторической памяти», а также об использовании его в ходе формирования новой идеологии, религии и при проведении обрядов. Обычная, используемая в быту большая кошма могла функционировать в качестве «пограничной площадки» между людьми и богами в ходе «обмена даров» во время бурханистского моления. Малый коврик, нередко красочно орнаментированный, использовался для индивидуальных молений. Он был атрибутивным предметом каждого ярлыка. Ярлык мог использовать его в общественных молениях. В этом случае его клали на один из алтарей стационарного курее. Он также рассматривался как предмет, через который ярлык контактировал с миром духов. На нем мог расположиться дух - хозяин местности во время моления. Как индивидуальный предмет ярлыка ширдек имел специфические узоры и композицию, соответствующие индивидуальному мировоззрению того или иного ярлыка. Большой белый ширдек использовался для проведения больших общественных молений, связанных преимущественно с обрядами, в основе которых лежат древнейшие скотоводческие культы домашних животных — лошади и овцы. Большой белый ширдек предназначался для того, чтобы на нем могло сидеть, находиться спустившееся во время моления божество. На нем божество как бы принимало «дар» — посвященную лошадь, овцу ыйыктаганы. Первые упоминания о жертвоприношении овцы или быка, а также об использовании такого утилитарного «предмета», как куча соломы, предназначенная для того, чтобы бог спустился и мог сидеть на ней, встречаются в письменном памятнике «Авеста». В нем сохранились сведения о божествах, например, об Ахура-Мазде, которому посвящали один из основных гимнов. Алтайцы в различных сферах жизни и быта: в погребальных обрядах, скотоводческих навыках, строительной технике, в устных памятниках, изготовлении и использовании предметов быта, — унаследовали богатейшую культуру своих предков — пазырыкцев. Не удивительно, что в бурханистской религии главенствующее место занял Юч-Курбустан, а рядом с ним божества и духи-хозяева рангом меньше, которым во время молений, жертвоприношений предлагали сидеть на прекрасном войлоке. Приложение Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 1. С. 44-54. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 1. P. 44-54. Рис. 1. Ширдек, принадлежавший Амыевой Топ12. Фото Е. Е. Ямаевой По сообщению Т. Амыевой, она сшила этот коврик (рис. 1) на всякий случай. Коврик ни разу не был использован кем-либо во время молений. Т. Амыева рассказывала, что такие коврики она видела в детстве во время молений в 1920-1930-х годах. Культовую вещь она сшила в надежде, что сейчас, в период возрождения бурханизма, эти вещи понадобятся кому-то, и они могут быть использованы как образец или © Ямаева Е. Е., 2023 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz