Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2023(2))

который находится между жертвенником и очагом, находятся возле коновязей. При посвящении лошади мал ыйыктаганы ширдек можетрасполагаться под передними ногами. При посвящении овец кой ыйыктаганы ширдек находится целиком под животным (приложение, рис. 4). Я. Е.: Я попробую нарисовать лошадей и овец. Так, да? Н. Я. :Да (приложение, рис. 5). Я. Е.: Давайте поговорим о маленьких ширдеках. Для чего использовались они? Н. Я.: Маленькие ширдеки использовались для небольших молений, посвященных духу - хозяину местности. Для духов - хозяев гор, как известно, строится небольшой тагыл. Примерно с чурку, высота около 0,8-1 м, ширина 0,5 х 0,5 м. Или чуть больше. Такие тагылы бывают одиночными. Так вот, когда человек поднимается на вершину горы или местности, то он складывает жертвенные продукты на тагыл, а ширдек стелетрядом с тагылом. Когда человек будет призывать духа-хозяина в молитвах, ставить ему угощение, то тот, дух-хозяин, придет и сядет на маленький ширдек. Я. Е.: Значит, в данном молении ширдек является ковриком для духа-хозяина? Н. Я. : Совершенно точно. Моление проводят рано утром, до восхода солнца. На моления приходят только специальные люди: ярлык, шабычи и еще 1-2 человека, кого они сочтут нужным пригласить. На маленький коврик ширдек нельзя садиться, наступать. Потому что на нем сядет дух-хозяин. Я. Е.: А если на стационарном куре имеются маленькие тагылы, не значит ли, что возле них надо расстелить маленькие ширдеки? Н. Я. : Да, можно. Но насколько я знаю и понимаю, когда устраивается большое моление, с большим скоплением народа, то этому молению должно предшествовать маленькое моление, индивидуальное, так сказать, в которомучаствуют всего 3-4 человека— ярлык и его помощники. Это маленькое моление должно быть посвящено духу - хозяину местности, в которой и проводится общественное моление. Сведения, представленные знатоком бурханистских обрядов Н. К. Ялатовым, полностью подтвердили имеющиеся в научной литературе материалы о ритуальных ковриках алтайцев. Благодаря этим сведениям отрывочные данные о роли ширдеков, приводимые в работе А. Г. Данилина, приобрели ясность и четкость. В бурханистском обряде ыйыктаганы верховному богу Юч-Курбустану посвящали лошадь и овцу [6: 177-180]. Во время совершения обряда духа - хозяина Алтая, духи - хозяева местностей спускались на ковер ширдек. Сообщение о посвящении овцы или быка верховному богу зафиксировано в письменном источнике у индоиранцев. При этом во время моления, по представлениям тех верующих, бог должен был спуститься на подстилку из соломы11. В эпоху Средневековья в шаманизме утвердился устойчивый сценарий жертвоприношения лошади тайылга. В шаманизме чашку ставили на спину лошади и наблюдали, как она упала. Если она упала дном вниз, а открытой частью алча вверх, то считали, что жертва будет принята [13: 113; 14: 371; 15: 65]. Сторонники белой веры отвергли идею кровавых жертв и роли шаманов в общественной жизни. В бурханизме во время обряда ыйыктаганы ярлык освящал животное, затем бросал чашу с жертвенным напитком в дар богу Юч-Курбустану, духу - хозяину Алтая, ожидая при этом реакцию самого бога. После моления лошадь отпускали. В бурханизме, как и в шаманизме [14: 371], лошадь, посвящаемая верхнему божеству, должна быть светлой масти. Масть лошади имела особое значение у алтайских урянхайцев Монголии. Во время проведения ритуала чествования тринадцати духов - хозяев Алтая и Хангая с возложением жертвоприношений на алтарь san , проводимого в начале лета и нового года Tsagaan Sar , знатоки традиций обычно распевали песни про лошадей, обязательно с упоминанием их мастей [16: 110]. Бытование кошмы в религиозной традиции алтайцев, безусловно, связано с распространением бурханизма, в котором верховным богом считается Юч-Курбустан (производное от имени индоиранского бога Ахура-Мазда). Воля верховного бога как бы реализуется, проявляется через действия духа - хозяина Алтая, полное имя которого ещё Дух - Хозяин Алтая Белый Бурхан Алтай ээзи Ак-Буркан, поскольку бога Курбустана нельзя увидеть глазами, потрогать руками, он — вездесущий, всеслышащий, всевидящий. С ним тесно связаны все духи - хозяева конкретных местностей, подчиненные Духу - Хозяину Алтая. Как отмечалось выше, бурханисты считали белую веру старой, но забытой верой предков. Из глубин исторической памяти, вероятно, были извлечены «забытые» предметы с избыточной семантикой, способные по-новому структурировать религиозный сценарий (как, например, в случае с «подстилкой для бога» у индоиранцев). Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 1. С. 44-54. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 1. P. 44-54. © Ямаева Е. Е., 2023 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz