Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2023(2))

цветными». Согласно сообщению М. Ечибесовой, «рисунки не делались, потому что бога Курбустана нельзя изображать». Такие маленькие коврики могли висеть на стене д о м а . Они могли быть и украшением, и ритуальным ковриком байлу...». О том, что Юч-Курбустана нельзя изображать, сообщает также О. К. Ерехонова9. Таким образом, в настоящее время использование маленьких ковриков ширдек в бурханистских обрядах является обычным явлением. В начале XX века функционирование этого предмета в обрядах белой веры было более широким. Однако в полевых материалах А. Г. Данилина речь идет об использовании войлочного ковра большого размера в обряде посвящения лошади Юч-Курбустану [11: 182]. Этот обряд А. Г. Данилин описывает следующим образом: «Во время совершения обряда помощники ярлыка постоянно наполняли его чашку молоком. Деревянное ведро с молоком называлось “саба”. Молоко для обряда должно быть специальной, утренней дойки. Такое молоко называлось “урюс” (букв.: брызгать), то есть молоко для кропления духам. Помощники ярлыка, наполнявшие его чашку для кропления, назывались “урюсчи”. Один подносит молоко, второй подливает. После завершения обряда посвящения коней ярлык подходил к ширдеку, на котором стояла чашка, полная молока. Ярлык становился между кошмой (ширдеком. — Е. Я.) и основным тагылом. Урюсчи подавал ему эту чашу. Держа чашку в правую руку, ярлык вращательным движением по солнцу с силой бросал ее вверх, между березками, по ту сторону куре. Один из помощников ярлыка бежал поднимать ее. Он находил и совершал поклон. Смотрел, как чашка упала: если дном вниз это хороший признак, если вверх дном — плохой. Помощник брал чашку и нес ярлыку» [11: 183]. На этом завершалась наиболее ответственная часть моления. Все молящиеся, стоявшие на месте, активно включались в церемонию. Они совершали поклоны вместе с ярлыком, подходили к основному жертвеннику / алтарю куре , получали благословение ярлыка. Жертвенных лошадей отвязывали и отпускали. Отрывочность сведений, отсутствие пояснений в работах А. Г. Данилина не позволили нам представить полную картину бурханистских обрядов, в которых используется ширдек, и, самое главное, понять основное обрядовое предназначение ширдека. Очень обстоятельные и четкие сведения о ширдеке сообщил Н. К. Ялатов10, и мы сочли возможным привести полный текст записи, сделанной в ходе работы. Я. Е.: Расскажите о ширдеке, используемом во время молений. Н. Я. : Ширдек во время молений находится обычно там, где должен ходить ярлык. Прежде всего, на восточной стороне «всех ритуальных сооружений» устанавливаются два суме — шесты с изображением птиц на верхушке. Перед ними находится курее — жертвенник. Затемрасполагаются на земле ширдеки. Затем должно находиться жилище того человека, который устраивает моление. Жилище человека, который устраивает моление, называется «тёс аил» — «основной аил». На дымоходе аилаустанавливаются ленточки белого, желтого и синего цвета кыйра. На курее ставят жертвенные продукты. Шатра — нарезанные из сыра изображения животных... Н. Я .: Когда моление идет на горе, где находится куре, вдали от жилища людей, то тогда ширдек находится между тагылом и костром-очагом, который разводится недалеко. Расположение объектов примерно такое же. Я. Е.: Скажите, ширдек, на котором может ходить ярлык, специально изготавливается для молений? Н. Я.: Многие семьи специально изготавливали ширдек для молений. Но часто использовали обычную кошму, бывшую в употреблении. Помню, было моление в 1947 году в Апшыйакту, кажется. Моление проводил мой дед Сыгыр. Моление называлось Алтай кёдюрер. Там, помню, был ширдек. Это был ширдек, который обычно расстилали под ягнятами, когда их кастрировали, это была обычная кошма для всяких нужд. Дед говорил, что ширдек, который использовался для молений, очень хорош для маленьких ягнят. Кастрированные на таком ширдеке ягнята никогда не болели, у них не было никаких осложнений. Собственно, этот ширдек для этих двух целей и использовался: для молений Алтаю и для кастрации ягнят. Я. Е.: Значит, ширдек во время молений активно использовался. Н.Я.: Да. Когда бывает моление «ыйыктаганы», то коновязь для жертвенных лошадей и овец становится на западной кюн ажыт стороне. Ширдеки в этом случае, за исключнием ширдека, Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 1. С. 44-54. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 1. P. 44-54. © Ямаева Е. Е., 2023 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz