Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2023(2))
в культовой практике и быту имеет в основе идею гетеротопии. Исследователь поставил целью показать, как через изображения на используемом в ритуале ковре происходит «реализация утопии» и ритуальный предмет совмещает «генеалогию вещи, идеологию алтайского национализма, как современного, так и раннего» [10: 94]. Идея всеобщей справедливости и порядка сегодня весьма привлекательна. Мысль о гармоничном обществе находит выражение в наборе символических изображений солнца, луны, священной горы, домашнего очага и т. д., наносимых на коврики. Безусловно, символика и обрядовая роль предметов утвари имеют большое значение для признания своей национальной идентичности. В работе, посвященной бурханизму, А. Г. Данилин мельком упоминает большого размера кошму, которую во время моления стелили возле каменного алтаря тагыл. На ней ставили сосуд с молоком и чашу для возлияний. Служитель веры ярлык мог ходить по нему, проводить культовые действия [11: 183]. Современное декоративно-прикладное значение ширдека не раскрывает глубинные причины возникновения этого явления, особенно если оно касается религиозных чувств и обычаев алтайцев. Полевые материалы Нам не удалось зафиксировать использование большого ковра в религиозных обрядах, но записаны воспоминания очевидца о нем, о чем пойдет речь ниже. Что касается маленького коврика, то мы имели возможность собрать о нем сведения непосредственно от исполнителей в конце XX века. Удалось три раза присутствовать на молении «Поездка на Алтай» (Алтайга барар), устраиваемом ярлыкчи К. Сельбиковой6. Коврик был непременным атрибутом ярлыкчи. Перед тем, как выехать на место проведения обряда, К. Сельбикова аккуратно сворачивала ширдек и держала под мышкой. На месте проведения обряда ширдек расстилали на алтарь, выложенный из каменных плит тагыл, на белую или с мелким синим рисунком ткань, предварительно разостланную на плиту. Алтарь тагыл был небольшого размера — 0,5 х 0,8 х 0,15 м. Он находился под деревом с жертвенными листочками. На ширдек ставили две бутылки с молоком, клали пучок можжевельника арчын и деревянные чашку и ложку айак, калбак (приложение, рис. 2). После того как обряд завершался, ярлыкчи сворачивала ширдек и забирала домой. Структура обряда Алтайга барар в версии К. Сельбиковой подробно описана в наших предыдущих исследованиях [12]. Аналогичное предназначение имел ширдек ярлыкчи О. К. Ерехоновой7. Ширдек был использован в ходе моления, состоявшегося в 1997 году в селе Кулада. Моление провел по просьбе односельчан Е. К. Ямаев. Он не был ярлыкчи. Он был знатоком фольклора, чтецом благопожеланий алкышчы. Хозяйкой ширдека являлась О. К. Ерехонова. Она потомственная ярлыкчи. Общественные моления сама непосредственно не проводит, но активно в них участвует, обладает ясновидением. Структура обряда моления Алтаю, проведенного Е. К. Ямаевым, была аналогична структуре обряда, проводимого К. Сельбиковой. Они различаются лишь в деталях, которых мы не будем касаться. Место проведения моления имеет особое значение. Моление, проведенное Е. К. Ямаевым, проходило в стационарном храме под открытым небом курее близ села Кулада. Тагыл здесь имел большие размеры: 3 х 1 х 1м. Ширдек располагался по правому краю тагыла. На нем стояли бутылки с молоком, банка с маслом и чашка с ложкой, а также лежал пучок можжевельника, то есть это были предметы и жертвенные продукты, необходимые для проведения обряда. По левою сторону тагыла на расстоянии почти одного метра горел огонь, куда обильно клали масло, можжевельник, небольшие кусочки жертвенной пищи талкан, курут. По мере необходимости Е. К. Ямаев брал в руки те или иные предметы с ширдека. По завершению моления ширдек был убран вместе с другими ритуальными предметами. Через некоторое время Е. К Ямаев вернул ширдек хозяйке — ярлыкчи О. К. Ерехоновой. Некоторые сведения об использовании ширдека сообщила М. Ечибесова8: «Ширдек для молений — это коврик, на котором должны стоять сосуд с молоком, чашка и ложка для жертвенных угощений, арчын для воскуривания. Сейчас расшивают коврик разноцветными рисунками: изображениями цветов, луны, солнц а . Раньше такого не было. Молельные коврики мургуулдин ширдектери были без рисунка». М. Ечибесова вспомнила, какими были ширдеки первой половины XX века: «По четырем углам белого квадратного войлока висели небольшие кисти; кисти делали из синего и желтого шелка. На молениях, на которых я была в 20-30-ые годы, ширдеки не были Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 1. С. 44-54. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 1. P. 44-54. © Ямаева Е. Е., 2023 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz