Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2023(2))

Войлочный ковер, казалось бы, является обычным утилитарным предметом повседневного обихода, если бы не его свойство становиться частью мира, в котором «взаимодействуют» люди и духи-хозяева. Как известно, отдельные утилитарные вещи обладают способностью становиться магическими, будучи включенными в функциональное поле ритуала. В ситуациях ритуального взаимодействия, по мнению А. К. Байбурина, «в качестве партнеров могут выступать практически любые объекты, которые в таких случаях приобретают статус адресата со всеми “полагающимися” качествами: способностью воспринимать сообщение, адресно реагировать на него и др.» [1: 196]. Изучение этих предметов с точки зрения их бытования в повседневном обиходе, особенностей их изготовления и применения, семантики узоров имеет важное значение. Предметы повседневного обихода, оказавшиеся в локусе ритуала, меняют семантику. Изучение быта и семейных вещей, их смыслов в последние годы вызывает особый интерес. В культурной антропологии получают развитие исследования исторической памяти, в частности, связанной с семейными повседневными и одновременно символическими вещами [2; 3]. В русле этих исследований изучение наших материалов о войлочных коврах алтайцев получает еще один актуальный аспект. В понятие повседневности, помимо забот, занятий, эмоций и т. д., включаются скрытые, подсознательные категории «свое / чужое», «сакральное / простое», «обладающее магическими свойствами (способностью быть нужным в мире духов) / не обладающее магическими свойствами» и т. д. Магические качества такого обыденного предмета, как войлочный ковер, ярко выражены в религиозных, в частности, в бурханистских обрядах алтайцев. Мы рассмотрим те стороны существования вещи, которые позволяют выделить не только ее функциональные значения, но и историко-культурное происхождение. Бытование кошмы в религиозной традиции алтайцев, безусловно, связано с распространением бурханизма, в котором верховным богом считается Юч-Курбустан (производное от имени индоиранского бога Ахура-Мазда). Воля верховного бога проявляется через действия духа - хозяина Алтая, полное имя которого ещё и Дух - Хозяин Алтая Белый Бурхан (Алтай ээзи Ак-Буркан), поскольку бога Курбустана нельзя увидеть глазами, потрогать руками2. С ним тесно связаны все духи - хозяева конкретных местностей, подчиненные Духу - Хозяину Алтая. Бурханизм, или белая вера, возникший в Горном Алтае в начале ХХ века, по уверению алтайцев, являлся их старинной религией. Бурханисты считали, что «“белая вера”, в сущности старая, но забытая вера предков» [4: 72; 5]. Взгляд исследователей Войлок используется в хозяйственном укладе, строительстве жилища, изготовлении одежды и т. д.3. Он имеет особое значение в производственных, свадебных, похоронных обрядах. При рождении ребенка одну часть маленького коврика клали на колыбель, другая сторона использовалась как покрывало [6: 153]4. В свадебной обрядности два куска войлока, сшитые вместе, являлись обязательной частью постельного комплекта невесты. В похоронном обряде также присутствует войлочное покрытие [6: 192-193]. Когда умирают супруги, то сшитые вместе два куска войлока, распарываются и опускаются в могилу. Можно отметить, что войлочное изделие с кисточками тьалбырак является обязательным покрытием седла лошади алтайской невесты. Аналогичные войлочные покрытия седла известны в традиционной культуре пазырыкцев Алтая [7: 110-114]. С войлочным ковриком ширдеком связан ряд поверий, выявляющих его семантику. При изготовлении кошмы соблюдаются некоторые запреты. В катке войлока нельзя участвовать беременной женщине. Во время изготовления кошмы нельзя стоять, сновать туда-сюда в той части войлока, которая считается «головой» (киистинг бажы), во время его изготовления. Нельзя в это время ругаться, ссориться5.Мастерицы старались, чтобы кайма была относительно ровной. Какие-то торчащие кусочки не срезали сразу. Поверья, связанные с каймой в древности, очевидно, были столь существенные, что эта деталь войлока вошла в паремию [8: 94]. Войлочные ковры приобретают особую значимость в религиозно-культурной традиции алтайцев. В научной литературе бурханизм рассматривается исключительно с точки зрения современной религиозной ситуации (отношения с православием, буддизмом, «движением» рериховцев и т. д.) и национальной идентичности [9]. Согласно материалам В. Д. Арзютова, изготовление войлочных ковриков в настоящее время получило широкое распространение. Использование их Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 1. С. 44-54. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 1. P. 44-54. © Ямаева Е. Е., 2023 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz