Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2023(2))
Дискурсивные практики, используемые Уваровым в концепте «возобновления» высшего образования в Юго-Западных губерниях, формировались на основе идеи о том, что император Николай I всемилостивийше дарует истинное христианское просвещение прежде «заблуждавшимся» народам Западных губерний. Эта идея отчётливо прослеживается в тексте стихотворения поэта М. С. Скуридина (1795? - 1872), написанного на открытие университета в Киеве и положенного на музыку Юзефом- Августом Илинским (1766-1844). Это произведение исполнял хор на торжественной церемонии открытия: ...Где охранялась Ольгирвеньем Чистейшей веры колыбель, И где Владимира веленьем Крещенья избрана купель: Там полвселенныя властитель, Краса венцу, гроза врагам, И подданных благотворитель, Наук сооружает храм. Сказал он - и зажглась златая Здесь просвещения заря; Храни ж, Всевышний, Николая, Храни для нас отца-царя1Ъ. В «Журнале Министерства народного просвещения» был опубликован протокол торжественного открытия Университета св. Владимира в Киеве, в первом абзаце которого читаем: «Там, где некогда равноапостольный Владимир, озарив свой народ святым крещением, указал ему путь к вечному спасению, ныне, спустя восемь столетий, открыт под его именем и покровительством храм высших человеческих знаний в пользу жителей Западной России»14. Развернутая здесь телеологическая картина проводила тезис, что университет будет проводником «русского образа мыслей» в неблагонадёжном с политической точки зрения крае. Чтобы символически подчеркнуть идею верности метрополии, предводители дворянства Киевской, Волынской и Подольской губерний, этнические поляки Тышкевич, Линкевич и Раковский, произнесли верноподданнические речи на русском языке, которые пестрили словесными оборотами, характерными для культуры чиновников николаевского царствования. Наиболее содержательной с точки зрения отражения дискурсивных практик нового административного направления в просвещении было выступление попечителя вновь образованного Киевского учебного округа Е. Ф. фон Брадке. Поскольку сам С. С. Уваров на торжественном открытии не присутствовал, на плечи попечителя было возложено озвучивание магистральных направлений и задач просвещения в Юго-Западных губерниях. В его речи император Николай I назван «великим возобновителем просвещения» в Юго-Западном крае, а его расчётливые политические ходы по интеллектуальной переориентации западных окраин трактовались как «благоволение к сему краю»15. Симптоматично и то, что попечитель, пренебрегая заветами Гумбольдта, отождествлял науку с «нравственным и учёным воспитанием»16. С. С. Уваров, памятуя о гонениях попечителя Д. П. Рунича на профессоров-гуманитариев в Санкт-Петербургском университете 1820-1821 годов , не считал необходимым отменять какие-либо дисциплины даже в условиях сильного влияния идей польского национального возрождения. Вместо этого он «перекраивал» методологию преподавания дисциплин. В особенности это касалось философии. Попечитель также подчеркивал значимость философии для прочности положения нового университета: «[Науки философские] должны раскрытием чудес творца всего сотворённого усилить чувства истинного богопочтения; но опыт доказал противное: во всех почти странах Европы науки сии часто служили для преподавания безверия и гибельного вольнодумства. Самолюбивое мудрствование людей, отвергши творца, остановилось на самом себе, и сии науки, вместо истинно высокого и назидательного своего назначения получали вредное, разрушающее все основы нравственности направление. Университет св. Владимира, облечённый именем того, который первый водрузил крест спасителя в благословенном отечестве нашем, конечно, оснует на сём кресте всю свою мудрость»17. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 1. С. 126-140. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 1. P. 126-140. © Ашихмин А. В., 2023 130
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz