Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2023(2))

исполнении были опубликованы книги Белоусова, «спрятавшиеся за жанром учебного материала по теории литературы». «Анекдот» [14] и двухтомник «Школьный быт и фольклор» [15] «передавали из рук в руки филологи и фольклористы позднего СССР <...>. Хорошо знакомая поведенческая и речевая повседневность становилась предметом чуткого филологического анализа и исторического исследования блестящего коллектива, который собрал Александр Федорович» [16: 243]. Анекдоты, страшные истории, «садистские стихи», «смеховой мир тусовки», детская ироническая поэзия, девичьи любовные рассказы, альбомы детской колонии, граффити, другие феномены современной культуры после публикаций Белоусова начали утверждаться в качестве достойного объекта академических штудий. Александр Федорович увлек изучением школьного и подросткового фольклора группу исследователей, разных по опыту, статусу и местожительству, но в большинстве своем молодых петербургских фольклористов. Некоторое время спустя, уже в петербургский период жизни Белоусова и Душечкиной, во второй половине 1990-х, этот коллектив в расширенном составе включился в работу руководимого Александром Федоровичем семинара и итогового коллективного проекта «Русский школьный фольклор» [17]. После переезда в Ленинград в октябре 1990 года А. Ф. Белоусов вначале работал старшим научным сотрудником Отдела новой литературы ИРЛИ РАН (Пушкинский дом) (1990— 1998), затем доцентом кафедры истории русской литературы Санкт-Петербургского государственного университета (1998-1999) и доцентом кафедры детской литературы Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (1999-2013). Во второй половине 1990-х — начале 2000-х годов вместе с Сергеем Юрьевичем Неклюдовым они возглавили коллективный научный проект «Современный городской фольклор», который включал проведение конференций и семинаров, а также публикацию одноименного сборника [18]. Это было первое в отечественной науке комплексное исследование городского фольклора второй половины ХХ века по материалам и результатам исследований субкультурных традиций, «переходных» обрядов в их городском бытовании, мифологии городского пространства, фольклорных жанров и речевого обихода современного города. В проекте участвовали исследователи из Петербурга, Москвы, Перми, Ульяновска, Петрозаводска. На базе этого проекта впоследствии сформировался Центр типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета. В 1997-2001 годах А. Ф. Белоусов совместно с Татьяной Владимировной Цивьян был организатором и координатором проекта Совета по мировой культуре РАН «Провинциальный текст русской культуры». Эта тема для Александра Федоровича представляла особый, личный интерес. «Выросший в рабочем поселке — пригороде Риги, которая в свою очередь расположена на окраине России, я всегда ощущал себя провинциалом, — писал он. — Поэтому, когда в 1990-е гг., феномен провинции и провинциальности осознается как актуальная проблема нашей культуры, принял активное участие в конференциях, которые Научный совет по истории мировой культуры Российской Академии наук посвятил изучению и осмыслению провинции <...>, в дальнейшем всё большее внимание стало привлекать реальное разнообразие провинции — множество провинциальных мест- локусов и связанных с ними локальных текстов. Мне кажется, что именно локальные тексты выходят на первый план в изучении русского культурного пространства»9. Проект был международным. В нем, кроме российских литературоведов, фольклористов, историков культуры, участвовали ученые из Италии (университета города Бергамо) и Голландии. «Провинциальные» конференции проходили в Твери (1997, 1998, 2001), Ельце (1999), Перми (2000), всегда с интересными поездками по небольшим городам областей (рисунки 3, 4). По результатам издавались сборники статей, которые сразу стали библиографической редкостью [19, 20]. Итогом была книга «Геопанорама русской культуры» [21]. Тематика работ А. Ф. Белоусова впечатляет своим разнообразием, особенно если учесть, что при изучении любого культурного явления, текста он был исключительно дотошен, внимателен к «мелочам» (и не считал их таковыми), не успокаивался до тех пор, пока не уточнял все возможные их смыслы и обстоятельства существования. Современный фольклор он изучал всесторонне, в разной среде и разных жанров (городская песня, садистские стишки и другое), отдавая предпочтение анекдоту. Со смехом рассказывал, как его сын-школьник попал в трудное положение, когда надо было ответить на вопрос учителя, кем работает папа: «Не скажешь ведь, что отец — главный специалист по анекдотам». Помимо фольклора, А. Ф. Белоусов занимался литературными текстами русских классиков, поэтов Серебряного века, Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 1. С. 5-18. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 1. P. 5-18. © Разумова И. А., 2023 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz