Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2023(2))

Таким образом, в 1819-1821 годах был задан новый вектор образовательной политики МНП, подготовленный законодательными реорганизациями, кадровым обновлением и идеологическим штурмом в духе «мнений» Магницкого, адресованных ГПУ, министру и самому императору. Эти тексты объявляли необходимость похода против всеевропейского революционного заговора, неверия, «иллюминатства», политического и академического. Контрреформы в просвещении длились вплоть до 1824 года, до назначения министром А. С. Шишкова и дезавуирования политики клерикализации и избыточного полицейского надзора за преподаванием, учащими и учащимися. Важными установками нового министра были упорядочение бюрократических структур министерства, приведение в порядок дел, ротация чиновников. К тому времени через свои каналы влияния Уваров сумел сформировать в общественно-литературной среде и высшем свете объективное представление о пагубности действий Рунича и Магницкого, особенно наглядной в «деле профессоров» С.-Петербургского университета. В 1826 году контрреформаторы окончательно потеряли былое влияние и были разоблачены как клеветники и коррупционеры. Список сокращений ГПИ — Главный педагогический институт ГПУ — Главное правление училищ ИРЛИ РО — Рукописный отдел Института русской литературы Российской академии наук МНП — Министерство народного просвещения ПИ — Педагогический институт РНБ ОР— Отдел рукописей Российской национальной библиотеки РГИА — Российский государственный исторический архив ЦГИА СПб — Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга Примечания 1РГИА. Ф. 733. Оп. 20. Д. 183. Дела об организации в составе Главного педагогического института второго разряда для подготовки учителей народных училищ, о критических замечаниях комитета для училищ взаимного обучения по поводу метода преподавания в институте в учительский институт при Петербургском университете. 6 апреля 1817 г. — 24 января 1821 г. Л. 70. 2Воронов А. С. Историко-статистическое обозрение учебных заведений С. Петербургского учебного округа с 1715 по 1828 год включительно / Сост. по поручению г. попечителя С. Петерб. учеб. окр. т. с. М. Н. Мусина-Пушкина. Санкт-Петербург: тип. Я. Трея, 1849. С. 101-102. 3РГИА. Ф. 732. Оп. 1. Д. 20. Журналы по главному правлению училищ за 1821 год. Л. 218-219. 4ОР РНБ. Ф. 468. Ед. хр. 1. «Всячина». Выписки из различных произведений. Л. 6, 12, 14, 20. 5 Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902. СПб., 1902. С. 110. 6С.-Петербургский университет в первое столетие его деятельности. 1819-1919. Материалы по истории С.-Петербургского университета. Т. 1. 1819-1835. Ред. С. В. Рождественского. Пг., 1919. С. 63-69; 78-87. 7 Мнение И. И. Мартынова по делу о профессорах Германе, Раупахе, Галиче, Шармуа, Деманже и адъюнкте Арсеньеве // Сухомлинов М. И. Исследования и статьи по русской литературе и просвещению. СПб., 1889. Т. 1: Материалы для истории образования в России в царствование императора Александра I. С. 377-378. 8Уваров С. С. Опыт автобиографии, посвященный моему сыну. 1852 // Тетради по консерватизму: Альманах. 2018. №. 1. С. 305. 9ОР РНБ. Ф. 203. Д. 13. А. Н. Голицын. Выписки и записи религиозно-нравственного содержания. Л. 32-33. 10Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. 1. 1802-1825. СПб., 1864. Стб. 971. 11Там же. Л. 3, 32-33. 12Панаев В. И. Воспоминания // Вестник Европы. 1867. Т. 4, № 12. С. 73. 13РГИА. Ф. 732. Оп. 1. Д. 22. Журналы по главному правлению училищ за 1823 год. Л. 244. 14РГИА. Ф. 734. Оп. 1. Д. 5. По предложению члена Ученого комитета А. С. Стурдзы о составлении инструкции для сего комитета. 1818 г. Л. 1-15. 15Вигель Ф. Ф. Записки. М.: Захаров, 2000. С. 118. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 1. С. 111-125. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 1. P. 111-125. © Пустовойт И. С., Жуковская Т. Н., 2023 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz