Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2023(2))

употребительных женских имён. Из чисто “литературного” имени оно превратилось в обычное, общеупотребительное имя. Вот так и получились четыре моих книжки»4. В русском народном календаре святки — основной праздничный период, в том числе по смысловой наполненности, и этнографы всегда проявляли к нему большой интерес. Е. В. Душечкина показала, как «в рождественских литературных рассказах создавалась новая массовая традиция празднования Рождества с елкой и елочными персонажами», — пишет А. К. Байбурин, полагая, что «история изучения календарной темы в русской словесности делится на два периода: до Е. В. Душечкиной и после нее — редкий случай, когда один исследователь смог предложить коллегам и широкому кругу читателей новое видение целого комплекса культурных традиций» [1: 435, 438]. Все книги, в особенности «Русская ёлка» и «Светлана», прославили имя автора и стали массовым чтением, полностью сохранив при этом свое научное значение. По словам дочери, Елена Владимировна, будучи человеком общительным, очень открытым и демократичным, выкупала свою книгу в издательстве и дарила встреченным ею носительницам имени Светлана, будь то продавец или парикмахер [1: 721]. О «Светлане» литературный критик и писатель Н. Елисеев точно заметил, что эта книга — «синопсис истории России XIX-XXI веков, рассмотренной с неожиданной, необычной точки зрения»5. О «Русской ёлке» литературовед М. В. Строганов заключил, что «в центре её внимания вовсе не литературные тексты. В центре внимания её — массовое сознание в его эволюции на протяжении двух столетий»6. «Русская ёлка» выдержала уже три издания. На сегодня очень важно, что при всех культурных трансформациях неизменны семейный и личный, автобиографический смыслы праздника ёлки. Он был и остается «одним из составляющих элементов нормального детства» [7: 210]. Усвоенные с детства ёлочные тексты и сам праздник — как возобновляемое торжество и как воспоминание — входят в число немногих культурно-интегрирующих ценностей. Последней в научной биографии Елены Владимировны стала монография о древнерусской повести о Фроле Скобееве и ее жизни в русской культуре на протяжении всех последующих веков [9]. Автор на новом уровне осмысления вернулась к древнерусскому тексту, к давно интересовавшей ее проблеме рецепции литературных произведений и к своей работе, опубликованной когда-то в качестве «учебного материала» [5]. Сейчас это возвращение воспринимается как символическое. В июне 2020 года Елена Владимировна, как обычно, завершила учебный семестр в университете. Летом она заболела, в сентябре ее не стало. Когда-то в одном интервью Ю. М. Лотман заметил о себе, что он «человек эпохи Просвещения». Это определение можно с полным правом отнести к Елене Владимировне Душечкиной. Будучи очень современным человеком — по научным взглядам, жизненным представлениям, поведению, кругу общения, стилю и т. д., она неизменно была верна идеям просветительства, культуры, высокого предназначения литературы, гуманитарной науки и Учительства. Не скажешь лучше, чем это сделал ее коллега и друг Михаил Викторович Строганов: «... какая гармоничная, какая светлая, какая чудесная жизнь!». Об Александре Федоровиче Белоусове (10.08.1946-05.01.2023) Александр Федорович Белоусов родился в Риге. Его отца, Федора Ивановича Белоусова (1903-1964), заслуженного мастера, новатора, организатора сталелитейного производства, неоднократно переводили на новое место работы, как и Владимира Ивановича Душечкина. К ландшафтамдетства Александра Федоровича можно отнести рабочий поселок на окраине Риги, город Холмск на Сахалине, Петропавловск-Камчатский. Родным для него был и уральский Златоуст, откуда происходила мать, Маргарита Афанасьевна Радченко (1913-1979), химик по специальности. В Ригу семья вернулась в 1959 году. По окончании школы в 1964 году Саша Белоусов, как и Лена Душечкина, приобрел хотя и меньший, но опыт работы на заводе. В 1965 году он стал студентом русского отделения историко-филологического факультета Латвийского государственного университета, а в 1967-ом его командировали для продолжения образования на русском отделении историко­ филологического факультета Тартуского государственного университета. Учился под руководством Ю. М. Лотмана. В Тарту познакомились и начали общий семейный и профессиональный путь Александр Белоусов и Елена Душечкина. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 1. С. 5-18. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 1. P. 5-18. © Разумова И. А., 2023 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz