Труды КНЦ (Технические науки вып. 7/2023(14))

оборудования. Рассмотрены как методы повышения качества самого изображения, так и методы совмещения разрозненных изображений в одно большое изображение, а также повышения четкости результирующего изображения. Вместе с задачей совмещения изображений решается задача уменьшения объема итогового изображения. Также интересно отметить исследование [37], где предлагается использовать радиомаяки для оперативного мониторинга движения айсбергов. Они устанавливаются при помощи вертолетов. Оборудование успешно применяется в районе моря Лаптевых и Карского моря, где при помощи радиомаяков организована сеть оперативного контроля за движением ледовых образований. В заключение данного обзора стоит упомянуть работу [38], в которой отмечается важность инструментальных наблюдений «на месте». Спутниковые данные позволяют получить информацию о ледовой обстановке на обширной территории, тем не менее их дешифрирование достаточно трудоемкое, а полностью автоматизировать данный процесс в настоящее время довольно проблематично. Также имеются проблемы экономико-технического характера, связанные с получением спутниковых снимков арктических регионов в различных диапазонах. При таких обстоятельствах особенно важной является возможность их получения при помощи судового оборудования. Можно отметить, что факторы риска и неопределенности органически присутствуют для различных вариантов анализа ледовой обстановки на трассе СМП. Заключение В 2015 г. в Федеральный закон [39] внесена статья, рекомендующая применение риск-ориентированного подхода (РОП). РОП — это метод организации контроля, при котором выбор управляющих воздействий определяется величиной риска и классом опасности объектов управления. Класс опасности определяется тяжестью последствий возможных нарушений (аварий, ЧС), а риск — оценкой вероятности нарушений. АЗРФ и СМП — важнейшие драйверы экономического развития страны, имеющие как региональное и федеральное измерения, так и глобальную составляющую. При этом реализация проектов осуществляется в условиях неопределенности и риска, обусловленных многими внутренними и внешними факторами. Как можно увидеть, имеют место налицо противоположные утверждения (растает — не растает) относительно ледовой обстановки на СМП к 2050 и 2100 гг. Аналогично обстоит дело и с другими параметрами, требующими больших периодов прогнозирования: затопление прибрежных городов, таяние мерзлоты, международная обстановка. Несмотря на такие неопределенности, решения принимать надо. Существенную роль сыграли санкции по отношению к РФ в связи с СВО. Особенно это коснулось спутниковых и других данных о гидрометеообстановке на трассе СМП. Поэтому представляет интерес оценка состояния планов и перспектив с точки зрения их уязвимости и реализуемости. Такой рефлексивный анализ, по мнению авторов, должен быть «встроен» в информационную систему управления безопасностью АЗРФ и СМП. Именно грамотный учет неопределенности и риска, на наш взгляд, способствует повышению жизнеспособности критических инфраструктур. Отметим, что методы оценки риска и неопределенности при управлении безопасностью хорошо известны, вопрос заключается в выборе инструментария, пригодного для условий решаемой задачи. Например, в максимально упрощенном варианте риск характеризуется вероятностью (частотой) аварий (ЧС) и ущербом от них, а неопределенность — максимальной погрешностью (ошибкой) при определении целевых параметров. Список источников 1. Халиуллина Д. Н., Быстров В. В. Жизнеспособность критических инфраструктур региональной безопасности // Труды КНЦ РАН. Информационные технологии. Вып. 12. 2021. Т. 12, N° 5. С. 104-116. 2. Яковлев С. Ю., Шемякин А. С. Нормативно-правовые основы управления развитием Северного морского пути // Труды Кольского научного центра РАН. Информационные технологии. Вып. 12. 2021. Т. 12, № 5. С. 148-156. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Технические науки. 2023. Т. 14, № 7. С. 68-78. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Engineering Sciences. 2023. Vol. 14, No. 7. P. 68-78. © Яковлев С. Ю., Шемякин А. С., 2023 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz