Труды КНЦ (Технические науки вып. 7/2023(14))

Развитие СМП Транспортно-логистическая инфраструктура, СМП — определяющие направления развития АЗРФ. Рассмотрим последние законодательные и исследовательские инициативы в этой области. Распоряжением [12] утвержден план развития СМП до 2035 г. Охвачены такие направления, как грузовые перевозки, транспортная структура, флот, безопасность, управление судоходством. Постановлением [13] утверждено Положение о наделении ГК «Росатом» полномочиями учредителя и собственника учреждения, создаваемого для плавания судов в акватории СМП. Постановлением [14] приняты Правила предоставления субсидии для создания цифровой экосистемы СМП. Намечен ее состав: цифровые сервисы в акватории СМП, бортовые судовые комплексы, летательные аппараты для мониторинга ледовой обстановки, фонд данных о состоянии акватории. Сформулированы требуемые характеристики результатов создания (не позднее 30 июня 2025 г.) системы. ФГУП «Атомфлот» заключило договор на создание Единой платформы цифровых сервисов Северного морского пути [15]. Исполнителем работ выступает АО «Гринатом». Перспективы освоения Арктики обсуждались на конференции POLAR 2023, которая прошла в Санкт-Петербурге на площадке ААНИИ [16]. Сеть арктических полярных станций необходимо модернизировать. По линии Росгидромета реализуется национальная система мониторинга многолетней мерзлоты, прогностическая система «Север». Необходимо новое оборудование взамен зарубежного. Природные процессы усложняются, требуется больше усилий для анализа данных о ледовой обстановке. Имеются проблемы с научной инфраструктурой на берегу и в море. Реализация инициативы «Круглогодичный СМП» требует перехода к 2025 г. на зимнее плавание в морях Лаптева, Восточно­ Сибирском, Чукотском. Суда стали крупнее, что также необходимо учитывать при планировании маршрутов. В своем докладе на конференции представители ФГУП «Гидрографическое предприятие» отмечали, что более 2 млн км2воды и прилегающей территории Арктики не изучены достаточно точно. Текущие мощности позволяют исследовать 50-60 тыс. км2в год, эти данные надо обновлять. Требуется модернизация исследовательского флота. Существенное обновление флота и оборудования ведется с 2019 г., выполнена примерно половина работ. Представители дирекции СМП ГК «Росатом» отметили, что зарубежные организации сокращают перечень данных об арктической зоне со спутников и метеостанций (радиолокация). Частичная компенсация — единая цифровая платформа сервисов СМП, «ледовый навигатор» СМП, она должна быть введена в 2024-2025 гг. и включать ледовую обстановку, загруженность портов СМП, при этом любой участник движения сможет иметь к ней доступ с планшета. Отдельную проблему представляет доступ к актуальным данным спутниковых съемок в различных диапазонах. Наиболее доступными являются снимки спутников оптического диапазона. Однако из-за того, что значительную часть времени в арктических районах присутствует сплошная облачность, использовать подобные снимки затруднительно. Отчасти проблема мониторинга ледовой обстановки решается при помощи беспилотных летательных аппаратов с камерами и локаторами, судовых измерительных комплексов (толщина льда, сжатие за ледоколом). При использовании подобных «локальных» средств возникают сложности: получаемые данные разрозненны и требуются дополнительные усилия для их сбора и централизованной обработки. В докладе ААНИИ отмечалось, что к 2050 г. не произойдет сезонного исчезновения льда на трассе СМП, хотя его объем (толщина) сократится. На 2030-2050 гг. придется понижение температуры. Ледовые прогнозы для круглогодичной навигации следует улучшить. В свою очередь, в докладе Центра «Север» ААНИИ сообщалось, что для организации круглогодичной навигации требуется системный подход, т. е. все составляющие (судовождение, связь, ледовая обстановка, порты и т. д.) должны быть увязаны. В настоящее время имеются некоторые несоответствия, например, поперечные размеры ледоколов меньше размеров следующих за ними судов. Состояние группировки спутников ДЗЗ плачевно (нет картирующих радиолокационных спутников, а ранее была система «Океан»). Модернизация системы «Север» началась с задержкой на 3 года, а в 2022 г. приостановлена. Однако представители НИИ космической гидрометеорологии «Планета» утверждают, что спутники в скором времени появятся. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Технические науки. 2023. Т. 14, № 7. С. 68-78. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Engineering Sciences. 2023. Vol. 14, No. 7. P. 68-78. © Яковлев С. Ю., Шемякин А. С., 2023 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz