Труды КНЦ (Технические науки вып. 7/2023(14))

Введение Оценка неопределенности и риска — неотъемлемый атрибут управления безопасностью промышленно-природных комплексов. Возрастают роль и значение таких объектов исследования и развития, как Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ), и, в особенности, Северный морской путь (СМП). Актуальным направлением изучения систем управления безопасностью являются в последнее время так называемые критические инфраструктуры АЗРФ и СМП [1]. Ранее в работах [2, 3] были освещены нормативная база и основы оценки неопределенности и риска при управлении безопасностью арктических регионов. В настоящей статье основное внимание уделено социально­ экономической и транспортно-логистической инфраструктурам АЗРФ и СМП. Рассмотрены современные тенденции развития, влияющие на оценки неопределенности и риска. Развитие арктических городов Реализация планов развития АЗРФ и СМП требует укрепления и создания соответствующей социально-экономической инфраструктуры. Важную роль в этой структуре играют поселения — города, порты, хабы, транспортные узлы. Вначале коснемся некоторых инициатив федеральных и региональных властей. В 2022 г. было принято решение о разработке плана мероприятий по развитию жилищной, энергетической и социальной инфраструктур ЗАТО и населенных пунктов Арктической зоны. 20.07.2023 в Мурманске состоялось совещание по этой теме [4]. Рассмотрен вопрос развития стратегически важных арктических опорных населенных пунктов таких городов, как Мурманск, вокруг которого сейчас развиваются важнейшие для Арктики, для страны очень мощные и важные проекты. Вся территория АЗРФ признана свободной экономической зоной. К 1 октября 2024 г. намечено утвердить комплексные планы долгосрочного развития арктических городов до 2035 г. При этом практическую реализацию мероприятий важно начать уже с 2025 г. В начале 2023 г. в Мурманской области было проведено заседание рабочей группы по транспортно­ логистическому и социально-экономическому развитию АЗРФ [5]. Участниками стали почти 80 экспертов, представляющих федеральные и региональные органы, компании и организации. Отмечено, что в Мурманской области создано 197 резидентов территории опережающего развития, осуществляются новые проекты и приходят новые компании, например, ООО «Пирс» занимается строительством плавпричала и цеха ремонта судов. Развитию северных городов посвящены и многие научные исследования. Сегодняшние северяне живут в летних городах, лишь незначительно адаптированных к зимним условиям. Но арктический город должен быть спроектирован иначе и функционировать по-другому [6]. В исследованиях [7] рассматривается понятие «жизнестойкость городов», что прямо коррелирует с понятием «жизнеспособность социально-экономических систем» [1, 8]. Под жизнестойкостью понимается способность поселений к выживанию (устойчивость) в кризисных, критических обстоятельствах, прежде всего в условиях Арктики. Критичность инфраструктур в работе [1], в отличие от исследования [7], понимается главным образом не как активность возможных внешних воздействий на эти структуры, а как важность возможных последствий при нарушении/прекращении функционирования этих структур. В арктических городах России, по статистике 2017 г., проживают почти 9/10 обитающих в АЗРФ людей. Учет вероятности кризисов трактуется как важное отличие от распиаренной концепции устойчивого развития. Жизнестойкость достигается, скорее, разнообразием вариантов, нежели единым рецептом. Влияние потепления в Арктике, таяния мерзлоты рассматривается в работе [9]. Города, дома становятся аварийными, происходит деформация инженерных сооружений и коммуникаций. Надо пересмотреть опыт строительства. Разворачивание современной инфраструктуры в АЗРФ сталкивается с воздействием космической погоды [10]. Чем шире внедряются передовые технологии, тем чувствительнее сбои из-за негативных природных факторов. Необходим прогноз соответствующих возможных рисков. Все вызовы арктического региона являются трансграничными [11]. Таким образом, развитие арктических городов является необходимым направлением модернизации АЗРФ, требует учета региональных и международных факторов, а также риск-ориентированных исследований для повышения безопасности функционирования северных городов и арктической зоны в целом. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Технические науки. 2023. Т. 14, № 7. С. 68-78. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Engineering Sciences. 2023. Vol. 14, No. 7. P. 68-78. © Яковлев С. Ю., Шемякин А. С., 2023 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz