Труды КНЦ (Технические науки вып. 6/2023(14))

Проект построен на стеке технологий Go, MySQL, JS, R с использованием картографических и топографических сервисов. Результаты Одной из поставленных задач было рассчитать и подготовить маршрутный план воздушной линии, где будут явно показаны участки, чаще других попадающие в зону действия молний. Далее представлен алгоритм формирования такого плана ЛЭП. В работе алгоритма задействована математическая функция оценки интенсивности воздействия молнии на опоры ЛЭП, подробно описанная в работе [7]. Под интенсивностью воздействия молнии на опору принимается значение, равное единице при прямом попадании в опору и уменьшающееся до нуля по мере приближения молнии к границе буферной зоны ЛЭП. Исходными данными для функции являются координаты опор ЛЭП, координаты зарегистрированных разрядов и их радиус поражения. За выбранный период формируется матрица расстояний D между всеми разрядами и всеми опорами ЛЭП. Полученная матрица содержит количество строк, соответствующее количеству молний, а количество столбцов соответствует количеству опор. Следующий шаг — вычисление матрицы разности E между размером буфера и матрицей расстояний. Далее все элементы матрицы E, которые меньше нуля, принимаются как не оказывающие влияния на опору ЛЭП, эти значения приравниваются к нулю. Затем происходит вычисление искомого вектора интенсивности е путем суммирования строк матрицы E, где строки матрицы E делятся на размер буфера b. Длина этого вектора равна количеству опор ЛЭП. Для заранее заданного радиуса буферной зоны линии вычисляется вектор интенсивности еВЛ. Исходя из максимального значения элемента в полученном векторе, рассчитывается будущая цветовая палитра для отображения ВЛ на карте. ЛЭП разбивается по пролетам на отрезки, цвет которых будет соответствовать уровню интенсивности из вектора еВЛ для предшествующей пролету опоре. Далее для нового слоя рассчитывается полигон, визуализирующий буферную зону ВЛ. Отдельным слоем записываются окружности, описывающие зоны разрядов молний. Все полученные слои накладываются на карту местности. Результат работы алгоритма, реализованный в веб-проекте, показан на рис. 1. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Технические науки. 2023. Т. 14, № 6. С. 66-72. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Engineering Sciences. 2023. Vol. 14, No. 6. P. 66-72. Выборка за период с 2019 по 2022 годы О С Л О Ш О С П О С Л О С П О < Л О < Л О С Л О С Л О О О і О С П о Номер опоры Радиус буферной зоны ВЛ, км 2.3 Нормализация: По общему максимуму Рис. 1. Работа алгоритма на примере одной из ВЛ, расположенной на севере Мурманской обл. Fig. 1. Operation of the algorithm using one o f the overhead lines in the north of the Murmansk region as an example Слева на рисунке план ВЛ, где видны наиболее поражаемые участки. Контур вокруг ВЛ — буферная зона линии, окружности — разряды молний, попавшие в заданную буферную зону ВЛ. © Бурцев А. В., 2023 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz