Труды КНЦ (Технические науки вып. 6/2023(14))

Модели тяговой сети железной дороги и ВЛ Создание расчётных моделей с одно- и двухпутным участками для исследования интенсивности наведённого напряжения на отключенной ВЛ выполнялось в программе ATP-EMTP. Для удобства задания параметров тяговой сети в программе было принято два рельса одного пути заменить одним эквивалентным, расположенным на оси тяговой сети, параллельно контактному проводу и несущему тросу (рис. 4). В источнике [9] подробно изложен метод определения эквивалентного сопротивления и радиуса поперечного сечения рельса. Модели разбивались на участки в зависимости от численности электроподвижных составов (ЭПС) и их размещения на межподстанционной зоне, а также геометрии сближения исследуемых объектов. Если ранее в [5] распределение тока в тяговой сети в расчётной модели осуществлялось с помощью источника переменного тока и переходного сопротивления рельс — земля таким образом, что половина обратного тягового тока возвращалась на подстанции через землю, то сейчас применён комплекс сопротивлений, позволяющий более точно определять соотношение этих величин. В качестве примера на рис. 5 представлены схемы действующего и модернизированного участков с расположенной вблизи воздушной линии при наличии трёх ЭПС. Расчёты наведённого напряжения на в л выполнялись при различных нагрузках на участке. Расстояния между составами, находящимися на одном пути, составляли 7 км в соответствии с минимальным значением межпоездного интервала в 6 мин и средней скорости поезда, равной 70 км/ч. Ток, питающий один ЭПС, задавался равным 250 А, ВЛ была отключена и заземлена только по концам на подстанциях, сопротивление заземляющих устройств подстанций принималось равным 0,5 Ом. Необходимо также отметить, что исследование проводилось на местности, расположенной в Арктической зоне, для которой характерны грунты с низкой проводимостью. В расчётных моделях величина удельного сопротивления грунта задавалась 1000 Ом-м. Результаты и анализ расчётов Расчёты наведённого напряжения на исследуемой ВЛ ранее уже выполнялись при различных схемах заземления [5]. И как показали многочисленные исследования влияния контактной сети железной дороги переменного тока, максимальные значения наведённого напряжения на смежной отключённой линии наблюдались в момент прохождения ЭПС середины участка сближения (место ремонта на линии располагалось напротив ЭПС). Поскольку в настоящей работе решалась задача определения изменения электромагнитного влияния контактной сети после модернизации железнодорожного участка, то в исследовании использовалась только одна схема заземления ВЛ — по концам. Вначале были рассмотрены случаи влияния, равные по возможности размещения нагрузки для обоих вариантов исполнения участка. Результаты расчётов наведённого напряжения на ВЛ представлены в виде графиков на рис. 6. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Технические науки. 2023. Т. 14, № 6. С. 39-47. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Engineering Sciences. 2023. Vol. 14, No. 6. P. 39-47. © Залесова О. В., 2023 ' ё 10 м 47.7 км _ 25.3 км 1 S о Л 480 м 9.7 км 9.8 км Рис. 3. Типовая схема взаимного расположения трасс участка ЖД и ВЛ Fig. 3. Typical scheme of the relative position of the tracks of the railway section and power line Рис. 4. Схема перехода к эквивалентному рельсу Fig. 4. Transition scheme to an equivalent rail 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz