Труды КНЦ (Технические науки вып. 6/2023(14))
Мурманск она практически исчерпана [1]. Это обстоятельство не позволяет Мурманскому порту, который является самой большой погрузочно-разгрузочной компанией Арктического бассейна России, привлекать новые крупные грузопотоки, однако к 2025 г. объём пропуска угля и нефтеналивных грузов планируется увеличить до 45 млн т в год [2]. И такие цифры неслучайны. На западном берегу Кольского залива началось строительство морского порта Лавна — нового угольного терминала, который ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» рассматривает на возможность перевалки генеральных грузов в контейнерах [3], его строительство планируют завершить к концу 2023 г. Рост экспортного потенциала Мурманского транспортного узла потребует серьёзного укрепления его железнодорожной составляющей. Согласно проекту «Комплексного развития МТУ», участок железной дороги от Волховстроя до Мурманска должен стать двухпутным [1]. В рамках данного проекта на Октябрьской железной дороге предстоит построить вторые главные пути на семи участках и выполнить реконструкции двенадцати станций. На сегодняшний день идет активное строительство на участке Оленегорск — Мурманск, протяжённость пути составит 106 км [2, 3]. Расширение инфраструктуры железной дороги приведёт к изменению электромагнитной обстановки между тяговой сетью и смежными протяжёнными проводниками. Значительные перемены произошли ещё в 2001 г., когда был осуществлён перевод участка Лоухи — Мурманск с постоянного на переменный ток. В результате это позволило сократить потери электроэнергии, решить проблему электрокоррозии на подземных коммуникациях, упростить тяговые подстанции по наличию силового оборудования, увеличить расстояния между тяговыми подстанциями (были ликвидированы станции стыкования), а также показало ряд других преимуществ модификации данного участка [4, 5]. Но, с другой стороны, новая система тягового электроснабжения, электрифицированная на переменном токе, стала источником значительного электромагнитного влияния из-за работы выпрямительно инверторных агрегатов, установленных на тяговых подстанциях и электроподвижных составах [6]. В настоящей статье с помощью программного моделирования исследуется электромагнитное влияние, оказываемое тяговой сетью модернизированного в ближайшем будущем двухпутного участка Октябрьской железной дороги, на примере одной из смежных воздушных линий (ВЛ) класса напряжения 110 кВ, а также проводится сравнение результатов расчётов с подобными значениями, полученными при влиянии действующего по настоящее время однопутного участка железной дороги. Схема питания контактной сети переменного тока с постом секционирования Надёжность и экономичность работы контактной сети определяется схемой питания и секционирования. Разделение контактной сети на электрически не связанные друг с другом участки (секции) необходимо также для удобства её обслуживания при эксплуатации и выполнении ремонтных работ в случае аварийных ситуаций. Для этой цели применяют воздушные промежутки (изолирующие сопряжения анкерных участков), нейтральные вставки и секционные изоляторы. Рельсовый путь, в отличие от контактной сети, не секционируется. С позиции работы тяговых подстанций различают схемы с одно- и двусторонним питанием контактной сети. В первом случае нагрузка на определённом участке железной дороги получает питание только от одной тяговой подстанции, во втором — питание осуществляется от двух электроустановок одновременно. Как правило, на дорогах переменного тока, в том числе и на Октябрьской магистрали, используют схему двустороннего питания (исключения могут встречаться на концевых участках или на небольших ответвлениях от основной магистрали). В этом случае участок контактной сети с обеих сторон поочерёдно подключается к одной и той же фазе (А или В), рельсы — к фазе С. Данная схема получила широкое распространение по ряду причин: она имеет более равномерную загрузку тяговых подстанций и контактной сети во времени, снижает потери напряжения и потери энергии в контактной сети, обеспечивает более надёжное питание тяговых нагрузок в случае аварийного режима, а также за счёт протекания меньших токов в контактной сети и рельсах снижает электромагнитное влияние на смежные протяжённые проводники [7]. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Технические науки. 2023. Т. 14, № 6. С. 39-47. Transactions of the Kola Science Centre of r A s . Series: Engineering Sciences. 2023. Vol. 14, No. 6. P. 39-47. © Залесова О. В., 2023 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz