Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2022(1))

На основании экспертного опроса и анализа контента саамских веб-сообществ определились их основные функции: коммуникативная, интегративная, информационно-познавательная, развлекательная и др. Также были установлены функции сетевой коммуникации, варьирующиеся в зависимости от статусов участников. Создатели сообществ, модераторы, администраторы и киберактивисты в значительной степени преследуют цели повышения статуса соответствующих им офлайн-объединений, активизации практической культурно-проектной деятельности, просветительские, этнополитические, коммерческие, а также индивидуального пиара. Для других участников и подписчиков сетевые коммуникации в этнических онлайн-сообществах служат целям познания, самовыражения, поиска единомышленников в сферах интересов и ценностей, поиска туристических услуг, этноспецифических товаров, обмену впечатлениями и т. п. Исследование показало, что утверждение и трансляция киберэтничности является основной функцией всех типов групп, включая коммерческие (специализирующиеся, как правило, на продаже товаров с упрощенной, несколько утрированной или искаженной саамской символикой) виртуальные саамские сообщества репрезентируют традиционную культуру разносторонне, но неравномерно. Об этом свидетельствуют и результаты исследований репрезентации материально-визуальной [4, 32] и образовательно-познавательной [28] составляющих процесса популяризации культуры кольских саамов. Так, анализ визуальных единиц информации, проведенных в исследовании О. А. Сулеймановой, показал, что в визуальных образах не только отображаются обобщенные представления о саамах - - оленеводстве и рыбной ловле как традиционных промыслах, обилии меховой одежды, традиционном жилище, но и транслируется субъективное восприятие этнической культуры извне и изнутри. Популяризация этнической культуры онлайн - - динамическая категория, характеризующаяся подъемами и спадами по ряду объективных и субъективных причин [29]. Большая часть саамского населения Мурманской области живет медленной онлайн-жизнью или не вовлечена в нее вопреки тому, что большинство онлайн-объединений кольских саамов претендуют на более широкие и взаимные контакты с региональной, российской и даже зарубежной общественностью, СМИ, властями. Функционирующие сетевые сообщества с трудом пытаются способствовать реализации социокультурных офлайн-проектов. Объективные социально-культурно-экономических проблемы саамов в офлайн-пространстве влияют на развитие саамской сетевой культуры и, напротив, распространение киберсообществ и разнообразие их контента, касающегося социокультурных проблем, влияют на разрешение этих проблем в реальности. Роль модератора онлайн-сообщества в киберсоциализации и популяризации культуры кольских саамов и проблемы, возникающие у самих модераторов, обозначились в результате их интервьюирования [30]. Одной из острых является проблема «профанации» саамской культурной символики в туристической и коммерческой среде средствами сети Интернет, на что в той или иной связи обращено внимание фактически во всех названных работах о саамских веб-сообществах, [5, 31], а также в статье социологической направленности О. В. Аксеновой и Р. В. Суляндзиги, посвященной развитию села Ловозеро [1]. Заключение Подводя итоги, можно заключить, что результаты актуальных сегодня основных направлений исследований саамских онлайн-сообществ в российском сегменте сети Интернет (классификация сообществ по различным основаниям, динамика развития их функционирования и практическая значимость в популяризации культуры кольских саамов, динамика отображения образов материальной культуры и культурно-просветительского компонента, роль модераторов в функционировании сообществ и их субъективная оценка активности и перспектив действия этих онлайн-площадок и т. п. в будущем) свидетельствуют об определенных результатах деятельности саамских «сетевых» активистов, направленных на актуализацию традиционной культуры. Высокую значимость для участников-саамов, а также создателей и руководителей интернет-сообществ имеют социокультурные проблемы, связанные с правовыми аспектами жизни саамов, трансляцией культурного наследия, достоверностью и аутентичностью репрезентации культурной символики, социализацией саамской молодежи, опасностью вымывания содержания из культуры вследствие исчезновения традиционного образа жизни. Есть объективная необходимость в активизации саамских Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. Т. 1, № 1. С. 84-97. Transactions of the Kala Science Centre. Series: Natural Sciences and Humanities. 2022. Vol. 1, No. 1. P. 84-97. © Тарова (Кузнецова) Л. А., 2022 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz