Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2022(1))

Развитие «саамского» сегмента российского Интернета и аспекты его изучения Поле репрезентаций саамской культуры является неотъемлемой частью «этнического» или «национального» сегмента Интернета [23], особенно в качестве новой формы поиска и представления этнической идентичности. Если говорить об истории реконструирования этнического самосознания кольских саамов, сбора и цифровизации сведений на эту тему, то в 2010-е годы ведущую роль в представлении саамской культуры стали играть автопрезентации. Как утверждают И. А. Разумова и О. А. Бодрова, данная тенденция связана прежде всего с процессами, происходящими в саамском сообществе: консолидацией кольских и западных саамов, «укреплением их самосознания», созданием новых общественных организаций. Кроме того, изменилось отношение к роли этнической культуры в современном обществе, начали развиваться практики сохранения и воссоздания этничности. По мнению авторов, основной технологией данных практик стало воспроизведение «этнографических черт» языка, религии, фольклора и т. д., послуживших основой конструирования новой этнической культуры кольских саамов. Определяющим моментом всех публикаций и публичных мероприятий в Мурманской области является саамская речь в случае присутствия носителей языка или использование отдельных выражений и слов, цитирование саамских авторов и другие способы введения языковых элементов в культурное пространство в случае отсутствия носителей языка. Кроме того, сосредоточению и цифровизации информации для формирования росийского саамского сегмента Интернета поспособствовал тот факт, что стали меняться роли отдельных социальных институтов, конструирующих этническую культуру саамов. Так, региональное правительство в лице Мурманского областного центра коренных малочисленных народов Севера приняло на себя в основном организационно-посреднические функции в том, что касается популяризации этнической культуры саамов, к представителям саамской культуры перешла активная роль по собиранию и публикации саамского фольклора и по организации мероприятий, направленных на сохранение языка [5]. Что касается методов, примененных в обозреваемых исследованиях онлайн-сообществ кольских саамов, то, по мнению многих ученых, метод киберэтнографии должен выстраиваться на принципах традиционной этнографии: так, согласно мнению Е. Круза, киберэтнография имеет много отсылок к прошлому опыту и «необязательно означает этнографию нового» [26: 305]. По утверждению С. Ю. Белоруссовой, ссылающейся на работы таких исследователей, как Х. Кноблаух и К. Хайн, виртуальной этнографической практике, в сравнении с реальной, свойственны менее длительные по времени, но более насыщенные по погруженности исследования, для которых Х. Кноблаух предлагает термин «сфокусированная этнография». Эта область этнографической науки не интересуется всей культурой изучаемого общества, фокусируясь на определенном ее разделе. В виртуальной этнографии нет границ, поэтому ее объектом является «тема, а не место». Задача метода виртуальной этнографии — «исследовать установление границ и создание связей, особенно между “виртуальным” и “реальным”» [27]. В исследованиях местных онлайн-сообществ в социальных сетях и специальных сайтов, ориентированных на «саамскую тематику», применяются различные методы анализа вербального и визуального контента, глубинные интервью, невключенное наблюдение. Так, с помощью традиционных контент-анализа и невключенного наблюдения, адаптированных к использованию для изучения социокультурных взаимодействий в цифровой среде, были исследованы материалы СМИ и публикации на специальных сайтах, посвященных культуре кольских саамов и в сообществах социальных сетей; в работах Л. А. Кузнецовой и И. А. Разумовой использован в том числе и метод сфокусированной этнографии, исследующий узкие аспекты киберэтничности кольских саамов [28, 29]. Для изучения оценки модераторами онлайн-сообществ специфики функционирования, целесообразности использования и перспектив развития саамских виртуальных групп О. А. Сулейманова применила метод интервью [30]. Проблематика целенаправленных исследований «саамского» сегмента российского Интернета постепенно расширяется. Прежде всего это касается изучения проявлений и репрезентации этнической идентичности кольских саамов. В самой первой статье на эту тему [31] авторы исходили из того, что определение онлайн-сообщества как этнического осуществляется не через социальные категории, а путем эмпирического описания содержания, значений и назначения информации. Киберсообщества кольских саамов были изучены на материале групп российской социальной сети «ВКонтакте», среди которых выделены их типы по отношению к офлайн-сообществам и организациям (а) группы, представляющие общественные объединения, организации, фонды, союзы; б) группы, созданные муниципальными учреждениями культурного профиля; в) сообщества, созданные благодаря индивидуальным инициативам киберактивистов; г) группы, созданные коммерческими организациями и частными предпринимателями с рекламной целью; д) группы, созданные для обсуждения отдельных культурных инициатив и аспектов культуры). Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. Т. 1, № 1. С. 84-97. Transactions of the to la Science Centre. Series: Natural Sciences and Humanities. 2022. Vol. 1, No. 1. P. 84-97. © Тарова (Кузнецова) Л. А., 2022 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz