Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2022(1))

Другие информационные ресурсы (официальные, медийные и познавательные) нацелены преимущественно на представителей какой-то одной этнической группы, и в качестве их «авторов» выступают политические элиты административно-территориальных единиц страны, журналистский корпус, а также национальные активисты. В случае с российским национальным Интернетом руководство национальных регионов устремляется к новейшим информационным технологиям для сохранения культуры и языков народов, давших названия данным субъектам РФ, при сохранении государственного языка РФ — русского языка. Этот процесс наблюдается на специальных интернет-ресурсах, представляющих собой официальный сегмент информационных ресурсов национального Интернета. К ним относятся сайты органов власти и управления, учреждений образования, здравоохранения, культуры, науки, общественного транспорта, предприятий промышленности, социальной сферы, коммерческих организаций, расположенных на территориях республик. Информация на этих сайтах выкладывается на двух языках — национальном и русском. Аналогично выглядит языковая ситуация на сайтах из саамского сегмента национального Интернета Норвегии, Швеции, Финляндии. Однако фиксация факта использования национального языка на сайтах учреждений, расположенных на территориях республик РФ, не является достаточно показательным индикатором языковой ситуации на информационных ресурсах. Даже там, где присутствует контент на национальном языке, он по объему нередко уступает русскому языку [23]. В отношении познавательного сегмента информационных ресурсов национального Интернета, функционирующего для представителей одной этнической группы, следует отметить двух основных инициаторов его появления. Во-первых, это политические элиты республик РФ и регионов вышеуказанных государств, которые оказывают организационную и финансовую поддержку различным информационно-образовательным ресурсам. Во-вторых, в последние годы большой вклад в развитие информационных ресурсов национального Интернета стали вносить активисты, благодаря инициативам которых появилось множество познавательных проектов. Медийный сегмент информационных ресурсов национального Интернета, ориентированный на представителей одной этнической группы, включает в себя электронные национальные СМИ (официальные, коммерческие) и авторские проекты. Социальные медиа национального Интернета, в отличие от информационных ресурсов, предоставляют пользователям возможность устанавливать внутриэтническую коммуникацию и формировать пользовательский этноориентированный контент. Это веб-ресурсы, созданные для общения представителей преимущественно одной этнической группы — к ним относятся блоги, микроблоги, социальные сети, хостинги, форумы [23]. Необходимо также провести различие между понятиями «интернет-ресурсы» и «интернет-сообщества» (или «сетевые сообщества»). Ввиду постоянного и безграничного пополнения и расширения информации, дробления и увеличения количества ее категорий в сети Интернет, а потому кажущегося на первый взгляд стихийного, хаотического характера накопления и систематизации различных видов сетевых ресурсов, важно учесть, что отчетливое понимание интернет-сообщества на сегодняшний день еще не достигнуто. У разных исследователей встречаются антагонистические толкования этого понятия. Наибольшее значение для формирования и существования сообщества имеют следующие характеристики: 1) единство целей, интересов и потребностей; 2) единство ресурсов, к которым члены сообщества имеют доступ; 3) единство контекста и языка коммуникации, в который погружены члены сообщества. Самым общим определением интернет-сообщества можно считать формулировку «место (веб-ресурс), где стабильный контингент пользователей постоянно встречаются друг с другом». Однако возникает вопрос, каждый ли интернет-ресурс создает свое сообщество, то есть утверждение «ресурс - - равно сообщество» вызывает сомнения. С формальной точки зрения, если у интернет-ресурса есть посетители, обращения которых к данному сайту регулярны, их можно считать сообществом. Однако появление сообщества не является прямым следствием наличия постоянной аудитории: у него могут быть постоянные читатели и подписчики (по аналогии с печатными СМИ и средствами массовой коммуникации), но далеко не все они проявляют активность, откликаясь на публикации. Авторство более точной формулировки термина «виртуальное сообщество» в некоторых работах приписывают Говарду Рейнгольду, исследователю социальных отношений в Сети [24]. В работе “Virtual Community” Рейнгольд обсуждает различные примеры коммуникаций между членами социальных групп на базе таких возможностей глобальной Сети, как рассылки, новостные списки, многопользовательские сообщества, IRC. Рейнгольд предлагает определение: «виртуальные сообщества являются социальными объединениями, которые вырастают из Сети, когда группа людей поддерживает открытое обсуждение достаточно долго и человечно для того, чтобы сформировать сеть личных отношений в киберпространстве» [25]. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. Т. 1, № 1. С. 84-97. Transactions of the Kda Science Centre. Series: Natural Sciences and Humanities. 2022. Vol. 1, No. 1. P. 84-97. © Тарова (Кузнецова) Л. А., 2022 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz