Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2022(1))

Важно отметить, что современная виртуальная культура приводит к потере телесного и искажению вещного. Вещь нужна и существует (интересна) только в контексте отображения в сети. Это происходит и с этнической традиционной культурой, которая для некоторых интересна только в связи со своей непохожестью на официальную доминирующую культуру. То же самое может происходить и с отображением этнической идентичности в сети Интернет. Выражать свою этническую идентичность интересно, поскольку так транслируется идея индивидуальности человека, его непохожести на остальных. Однако наблюдение показывает, что для многих выражение своей этнической идентичности в сети Интернет становится способом не просто привлечь внимание, а действительно отразить «себя». Особенно хорошо это заметно в среде активистов этнических движений, которые поддерживают отображение своей этнической принадлежности всеми способами и во всех аккаунтах в социальных сетях [22]. Операционализация терминов «этнический Интернет», «национальный Интернет», «интернет-сообщество» С термином «киберэтничность/виртуальная этничность» тесно связаны понятия «этнического» и «национального» Интернета, обозначающие совокупности этноориентированных (этнических) интернет-сообществ. Следует учитывать, что обозначения «этнический Интернет» и «национальный Интернет», а также «интернет-ресурс» и само понятие «интернет-сообщество» в значительной степени переплетены в общественном сознании (вплоть до признания их синонимичными). Несмотря на это, между ними обнаруживаются некоторые различия. В силу того, что представители одной этнической группы могут проживать на территории различных государств, представляется более целесообразным говорить о саамском сегменте «этнического» Интернета как о сегменте Интернета «национального». Согласно определению Г. Ф. Габдрахмановой и З. А. Махмутова, под «национальным Интернетом» можно понимать сведения (сообщения, данные), которые повествуют (в форме реальных и воображаемых знаний — исторические, этнографические, фольклорные текстовые, фото-, аудио- и видеоматериалы и т. д.) и демонстрируют этничность (через характеристики этнической группы — национальный язык, ментальность, специфическая этнокультурная терминология и т. д.), а также дискурсивное поле, обеспечивающее общение и взаимодействие представителей одной или нескольких этнических групп в онлайн- и/или офлайн-пространстве. Данное определение позволяет рассматривать этничность в интернет-пространстве в разных контекстах: интерактивном (как форму межгруппового взаимодействия различных групп), атрибутивном (как совокупность характеристик, конструирующих этническую группу) и субъектно-символическом (как особую форму социальной идентичности). Особенностью такой виртуальной этничности является ее параллельность с существующим миром актуализированных этнических чувств граждан того или иного государства, проявляющихся в реальной жизни; в ней формируются новые формы взаимодействий (меж- и внутриэтнических), новые представления об этнических группах и об этнической идентичности [23]. Национальный Интернет объединяет социальные информационные и медиаресурсы. Обе эти группы подразделяются на официальный, медийный и познавательный сегменты. Информационные ресурсы национального Интернета включают в себя базы данных, связанных с этничностью, которые представлены на порталах органов государственного управления и власти, ведомственных учреждений (музеев, библиотек, архивов), сайтах экспертных сообществ, электронных СМИ и в других информационных системах. Часть этих информационных ресурсов не предполагают обратной связи между их создателями и пользователями. Это поток официальной, медийной, познавательной информации об этничности и ее разнообразии в том или ином государстве, который направлен в «одну сторону» и в который заложен ожидаемый позитивный коммуникативный эффект. Если говорить о российском национальном Интернете, то в одних случаях он выступает в качестве средства реализации государственной национальной политики федерального центра и регионов РФ в целях гармонизации межэтнических отношений. Например, проект Министерства культуры РФ «Портал культурного наследия и традиций России «Культура.РФ»» направлен на получение познавательной информации о народных традициях путем ознакомления его посетителей с каталогом объектов нематериального культурного наследия страны. Активными участниками формирования информационных ресурсов являются российские музеи, которые ведут работу по оцифровке своих фондов и презентуют их на официальных сайтах, Федеральное агентство по делам национальностей, освещающее опыт в области укрепления межэтнических взаимодействий, Гильдия межэтнической журналистики, выкладывающая новостные материалы о современном положении проживающих в России народов. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. Т. 1, № 1. С. 84-97. Transactions of the to la Science Centre. Series: Natural Sciences and Humanities. 2022. Vol. 1, No. 1. P. 84-97. © Тарова (Кузнецова) Л. А., 2022 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz